цикл классных часов: «Устав колледжа соблюдаем», «Что значит быть гражданином», «Молодежные СМИ: черное и белое», «Спеши делать добро»;
вечер памяти «Ровесники в солдатских шинелях» и др.
Реализация мероприятий данного направления программы способствовала формированию у учащихся осознанного отношения к обществу и окружающим людям, пониманию своей роли в преобразовании жизни общества. На этой основе успешно осуществлялся процесс самоутверждения, обусловленный пониманием социальной значимости выполняемой деятельности, развивалось умение выстраивать партнерские, деловые отношения с окружающими людьми.
Третье направление программы профессионального воспитания учащихся - «Самоорганизация личности» - нацелено на развитие самостоятельности, самодеятельности и активности личности, реализацию и совершенствование коммуникативных навыков.
В рамках данного направления на практике применялось знание социальных норм, основ правовой культуры, культуры поведения.
Практическим обеспечением реализации задач данного направления служили действующие в группе органы ученического самоуправления. В системе самоуправления в экспериментальной группе ЭГ-3 нами осуществлена интеграция педагогического управления и ученического самоуправления, что порождает отношения сотрудничества.
Второй блок мер, осуществлявшихся в рамках данного направления программы, был нацелен на формирование у учащихся навыков самостоятельного овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, потребности в профессиональном росте и саморазвитии. С этой целью нами реализованы такие мероприятия, как презентация библиотеки колледжа и рассказ о способах самостоятельного поиска и получения информации; беседы о режиме дня и гигиене умственного труда, классный час «Образование в жизни людей» и др.
В рамках данного направления нами решались и задачи развития у учащихся навыков самоорганизации в части продуктивного досуга. Так, учащиеся группы ЭГ-3 приняли участие в общеколлежской «Ярмарке вакансий», в смотре художественного творчества «Весенние мотивы», в цикле коллективных творческих дел и программ, посвященных памятным, юбилейным и праздничным датам в истории России.
Третьим блоком мер по реализации задач данного направления явилось формирование здорового образа жизни учащихся. Для решения этой задачи нами были предприняты следующие меры: изучение результатов медицинского обследования и реализация комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий (совместно с преподавателем физической культуры); вовлечение учащихся в спортивные секции и клубы; цикл классных часов на тему «Здоровье человека XXI века» и др.
Успешность реализации Программы профессионального воспитания учащихся оценивалась нами в рамках осуществления психолого-педагогической диагностики личности посредством сравнения результатов входного и заключительного контроля сформированности профессиональной направленности, профессионально важных личностных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств личности учащихся.
Сравнение результатов входного и заключительного контроля по основным направлениям психолого-педагогической диагностики личности учащихся позволяет сделать следующие выводы:
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессиональной направленности: в среднем на 29,1% в ЭГ-1 и на 51,7% в ЭГ-3;
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессионально важных личностных качеств: в среднем на 37,0% в ЭГ-3 и на 49,8% в ЭГ-3;
увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности профессионально значимых психофизиологических свойств личности: в среднем на 32,5% в ЭГ-1 и на 53,2% в ЭГ-3.
Результативность осуществления психолого-педагогической диагностики личности учащихся и успешность реализации разработанной на этой основе Программы профессионального воспитания учащихся были обеспечены осуществлением третьего из выявленных нами педагогических условий.
Актуальность этого условия подкрепляется характеристикой, которую дал учащимся и педагогическим кадрам системы начального профобразования Е.В.Ткаченко. Он пишет: «Выпускников НПО попрежнему отличает низкая общеобразовательная подготовка, суженность культурного кругозора. В первую очередь это объясняется невысоким уровнем подготовки преподавательских кадров».
Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса осуществлялась нами в три этапа:
Этап изучения сформированности у педагогов-экономистов умений научно обоснованной организации воспитательного процесса и исследования возникающих затруднений при организации данного процесса. На этом этапе, попутно с изучением и исследованием, разрабатывался план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Смотрите также::
Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...
Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...
Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...