Изучение мотивов выбора учащимися профессии осуществлялось по методике, предложенной Ю.С. Багимовым (37). Сущность методики заключается в том, что учащимся предлагается выбрать одно из двух утверждений, соответствующих каждому из девяти мотивов выбора профессии. Перечень мотивов и утверждений приведен в табл. 2.
Как видно из таблицы, ведущими мотивами выбора профессии учащимися учреждения начального профессионального образования являются: мотивы материальные, заключающиеся в стремлении хорошо зарабатывать и обеспечить себе стабильное будущее; мотивы утилитарные, заключающиеся в стремлении найти работу в комфортных условиях или продолжить обучение; мотивы престижа, ориентирующие на выбор профессии, престижной среди друзей, и позволяющей занять уважаемое положение в обществе.
Мотивы выбора профессии могут изменяться и обогащаться в процессе развития ведущей деятельности. Иерархия профессиональных мотивов, их динамика отражают процесс становления личности будущего молодого специалиста. Исходя из этого, мы определяем деятельность по формированию у учащихся устойчивых мотивов выбора профессии в качестве приоритетной.
В табл. 3 представлены результаты изучения мотивов выбора профессии учащимися экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3. Мотивы изложены в таблице в порядке иерархии: от наиболее к наименее распространенным.
Диагностика сформированности профессионально важных личностных качеств учащихся: общительности, эмоциональной устойчивости, практичности и добросовестности, расчетливости, самоконтроля - осуществлялась нами посредством методики, разработанной С.В. Грачевым [60]. Данная методика предполагает - посредством определения количественного коэффициента на основе математических расчетов - выявление трех уровней сформированности профессионально важных личностных качеств учащихся: высокого, среднего и низкого.
Таблица 2
Классификация мотивов выбора профессии ( по Ю.С. Багимову)
№ п/п |
Мотивы выбора профессии |
Суждения о профессии |
1. |
Социальные |
1. Позволяет приносить пользу людям 2. Личный труд по этой профессии способствует стабилизации положения в нашем обществе |
2. |
Моральные |
1. Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах 2. Способствует моральному саморазвитию |
3. |
Эстетические |
1. Позволяет ощущать радость труда 2. Способствует осознанию красоты труда |
4. |
Познавательные |
1. Позволяет проявить и реализовать свои способности 2. Позволяет постоянно самосовершенствоваться |
5. |
Творческие |
1. Предоставляет большие возможности для творчества, создания нового, преобразований 2. Позволяет проявить свою уникальность и оригинальность |
6. |
Связанные с сод-м труда по осваиваемой профессии |
1. Требует значительного умственного напряжения 2. Связана с большими физическими нагрузками |
7. |
Материальные |
1. Хорошо оплачивается 2. Обеспечивает стабильное будущее |
8. |
Мотивы престижа |
1. Ценится среди друзей и знакомых 2.Позволяет быстро занять достойное и уважаемое положение в обществе |
9. |
Утилитарные |
1. Дает возможность работать в городе 2. Обеспечивает поступление в ВУЗ |
Таблица 3
Мотивы выбора профессии учащимися ЭГ-1 и ЭГ-3
№ п/п |
Мотивы выбора профессии |
ЭГ-1 |
ЭГ-3 | ||
кол-во |
% |
кол-во |
% | ||
1. |
Материальные |
24 |
92,30 |
25 |
96,15 |
2. |
Утилитарные |
19 |
73,07 |
19 |
73,07 |
3. |
Мотивы престижа |
19 |
73,07 |
18 |
69,23 |
4. |
Познавательные |
13 |
50,0 |
14 |
53,84 |
5. |
Творческие |
11 |
42,30 |
9 |
34,61 |
6. |
Связанные с содержанием труда по осваиваемой профессии |
9 |
34,61 |
9 |
34,61 |
7. |
Эстетические |
6 |
23,07 |
7 |
26,92 |
8. |
Социальные |
6 |
23,07 |
6 |
23,07 |
9. |
Моральные |
5 |
19,23 |
4 |
15,38 |
Смотрите также::
О личности Кандинского
Вполне логично будет начать с рассказа о личности нашего героя, Василия Васильевича Кандинского. В данном случае именно его пример был выбран автором этой работы далеко не просто так. Давайте обратимся к первичной информации об этом человеке, которую мы получим почти из любого справочника: "Ва ...
Проведение теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в группе учащихся
Возмем 8 и 9 субтесты тестовой методики структуры интеллекта Р.Амтхауэра, которые выявляют уровень пространственного воображения (ПВ) и пространственного обобщения(ПО) соответственно. За ответ, совпадающий с ключом, ставим 1 балл, несовпадение – 0 баллов. Макси-мальный показатель по каждому из субт ...
Закон преломления света
В учебнике Касьянова, данная тема обширно представлена определениями и описанием законов. Кроме того, в нём много рисунков. Подобные рисунки есть и в учебнике Мякишева. Рис. 57 Касьянов 11 класс Рис. 58 Касьянов 11 класс Рис. 59 Касьянов 11 класс Рис. 60 Касьянов 11 класс Рис. 61 Мякишев 11 класс Р ...