Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.
Эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.
Экспериментальная работа по формированию такого свойства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа исходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой целью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.
К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образовательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свободное время.
Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демографические характеристики учащихся колледжа:
а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;
б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.
Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующими показателями:
- большинство учащихся значительное количество свободного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;
- основные занятия учащихся в свободное время – игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр телевизионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не подкрепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;
- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером проведения свободного времени;
- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организации свободного времени.
Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карповой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набранных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.
Выделяют три уровня профессиональной направленности личности: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, знанием содержания будущей профессиональной деятельности, осознанием значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.
Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и практических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных способностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.
Для низкого уровня профессиональной направленности характерно отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, отрицание творческого характера профессиональной деятельности и необходимости профессионального самосовершенствования, неспособность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учебные задания.
В табл. 1 представлены результаты изучения профессиональной направленности учащихся в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-3.
Наиболее низкие показатели отмечены у большинства респондентов по таким параметрам, как знание содержания будущей профессиональной деятельности, осознание значимости осваиваемой профессии для общества и лично для себя, признание творческого характера профессиональной деятельности.
Таблица 1
Результаты изучения профессиональной направленности учащихся ЭГ-1 и ЭГ-3 (входной контроль)
Группа |
Кол-во человек в группе |
Уровень | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
Кол-во L . , ,„ | |
% | ||
ЭГ-1 |
27 |
6 |
22,1 |
8 |
29,0 |
13 |
48,14 |
ЭГ-3 |
27 |
6 |
22,1 |
9 |
32,61 |
12 |
46,15 |
Смотрите также::
Методика исследования уровня состояния навыка правильного
чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова и другие. Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам н ...
Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили
«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уваже ...
Роль воспитателя в развитии у детей творческих способностей
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косве ...