Только сопоставление двух выявленных уровней проявления качества или свойства - исходного и последующего - обеспечивает возможность оценить эффективность предпринимаемых воспитательных мер. Поэтому психолого-педагогическая диагностика личности учащихся учреждения начального профессионального образования осуществлялась нами трижды на протяжении формирующего этапа эксперимента: входной контроль, промежуточный контроль, заключительный контроль.
Механизм осуществления психолого-педагогической диагностики личности учащихся учреждения начального профессионального образования состоял в следующем:
Инструктаж инженерно-педагогических работников о содержании и методах диагностики личности учащихся
Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (входной контроль)
а) Исходные параметры, влияющие на формирование личности
б) Профессиональная направленность личности и мотивы выбора профессии
в) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
III. Составление характеристик отдельных учащихся и экспериментальных групп в целом. Постановка задач и планирование воспитательной работы.
IV. Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (промежуточный контроль)
а) Профессиональная направленность личности
б) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
V. Анализ изменений в диагностируемых параметрах. Оценка изменений в уровне воспитанности учащихся. Постановка задач и планирование воспитательной работы на новый учебный год
VI. Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся (заключительный контроль)
а) Профессиональная направленность личности
б) Профессионально важные качества и свойства личности учащихся
VII. Анализ результатов реализованного воспитательного процесса в экспериментальных группах.
Для фиксации полученных по итогам диагностики данных нами применена форма педагогического дневника преподавателя экономических дисциплин.
Педагогический дневник содержит шесть разделов.
Раздел 1. «Перечень профессионально значимых психофизиологических свойств личности и методик определения уровня их сформированности».
Раздел заполняется преподавателем экономических дисциплин, исходя из требований Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по специальностям «Финансы» и «Гостиничный бизнес».
Раздел II. «Общие сведения и исходные параметры, влияющие на формирование личности».
Раздел содержит список группы, социально-демографические характеристики семей учащихся, характеристику занятости учащихся в свободное время.
Раздел III. «Профессиональная направленность личности и мотивы выбора профессии».
Раздел содержит материалы по результатам изучения личности учащихся по методикам Э.Ф. Зеера, Г.А. Карповой, Ю.С. Багимова и др.
Раздел IV. «Сформированность профессионально важных личностных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств личности».
Раздел содержит материалы по результатам изучения сформированности профессионально важных личностных качеств (методика С.В.Грачева) и профессионально значимых психофизиологических свойств личности (методики Е.Н.Троицкой, С.В.Грачева и др.).
Раздел V. «Воспитанность учащихся».
Раздел содержит материалы по результатам изучения воспитанности учащихся методом экспертной оценки.
Раздел VI. «Психолого-педагогическая характеристика группы».
Раздел содержит характеристики отдельных учащихся и групп в целом (ЭГ-1 и ЭГ-3). Здесь же формулируются задачи воспитания учащихся экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ-3.
Результаты психолого-педагогической диагностики личности учащихся позволили нам на научной основе разработать содержание профессионального воспитания, которое нашло отражение в Программе профессионального воспитания учащихся, то есть подготовили основание для апробации второго педагогического условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Разработанная нами Программа профессионального воспитания учащихся (прил. 1) реализована на базе колледжа МИЭМП г. Эта Программа имела цель формирования личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Специфика выбранного направления - профессиональное воспитание – определяется тем, что профессиональное воспитание в учреждениях начального профессионального образования является основополагающим для формирования у учащихся собственной, осознанной, социально и личностно значимой системы социальных отношений.
В первом разделе программы нами определены ключевые понятия исследуемой проблемы, к которым отнесены: «личность», «воспитание», «профессиональное воспитание», «профессия», «самоуправление», «гражданское образование»; обозначены цель, задачи, принципы построения программы.
Смотрите также::
Воспитание, процесс воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскол ...
Закон преломления света
В учебнике Касьянова, данная тема обширно представлена определениями и описанием законов. Кроме того, в нём много рисунков. Подобные рисунки есть и в учебнике Мякишева. Рис. 57 Касьянов 11 класс Рис. 58 Касьянов 11 класс Рис. 59 Касьянов 11 класс Рис. 60 Касьянов 11 класс Рис. 61 Мякишев 11 класс Р ...
Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся
В практической части моей курсовой работы я объединила теоретические сведения, рассматриваемые в психолго-педагогической литературе, с разработанными схемами учителей-практиков и предлагаю алгоритм формирования навыков устного выступления с последующим анализом и самоанализом. Риторика – древнейшая ...