2) Исследование графических навыков.
1. «Проведи прямую линию».
2. «Проведи прямую линию слева направо».
3. «Проведи прямую линию сверху вниз».
4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».
5. «Соедини точки».
6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).
Критерии оценки: 4 – балла графические навыки сформированы соответственно возрасту; 3 балла – задание выполняется медленно, неуверенно; 2 балла – задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги; 1 балл – нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии; 0 баллов – задание не выполняется.
3. Монометрический тест «Вырезывание круга»
Материал: квадратный листок бумаги, на котором начерчено 7 кругов (диаметр рельефно очерченного круга равен 5 см; другие круги, очерченные менее рельефно, отличаются от него величиной радиуса на 1, 2, 3 мм), нетугие ножницы, секундомер.
Инструкция: «Вырежи круг по широкой линии».
Работа ведется ведущей рукой. Продолжительность – 1 минута. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи).
Критерии оценки:
4 балла – правильное выполнение задания; 3 балла – задание выполнено правильно, однако круг вырезан не полностью (но не менее 8/9 периметра); 2 балла – при выполнении задания отклонений от утолщения не более 2 раз (если ребенок в процессе работы перерезал одну из тонких линии) или 1 раза (если он перерезал две тонкие линии); 1 балл – при выполнении задания ребенок не уложился в отведенное время; 0 баллов – задание считается невыполненным при наличии многочисленных ошибок.
4. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)
Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.
Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».
По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой.
Критерии оценки:
4 балла – выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот); 3 балла – выполнения задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линей; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движений; 1 балл – выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движений; 0 баллов – начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движений.
Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят: обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса; обследование кинетического орального праксиса; обследование динамической координации артикуляционных движений; обследование мимической мускулатуры; обследование мышечного тонуса языка и наличия миологической симптоматики.
Смотрите также::
Методические основы изучения темы «Прямоугольный треугольник»
Методика обучения математике не только логически организует отобранный материал, но и ориентирует его на особенности учащихся того или иного класса, используя закономерности памяти, мышления, внимания и т.д., индивидуальные способности возрастной группы. Основная роль учителя математики в современн ...
Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...
Недостатки императивного обучения
Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заста ...