2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.
3. Выполнить аналогичное задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого.
5. Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередно, начиная с большого пальца, движение – касание всех пальцев.
Критерии оценки:
4 балла – задания выполняются правильно; 3 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – задания выполняются с минимальной помощью взрослого; 1 балл – для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого; 0 баллов – задания не выполняются.
2) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак – ребро – ладонь»).
Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей – наоборот.
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; синкинезий; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); 0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.
3) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого). Одновременное изменение положений обеих кистей рук одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.
4) Инструкция: «Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по одной спичке и клади их в коробок».
Критерии оценки: 4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – единичные ошибки, дизритмия; 1 балл – многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими; 0 баллов – невозможность одновременного выполнения движений.
Исследования пространственной ориентации
1. Исследование пространственного восприятия.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце».
Критерии оценки:
4 балла – задание выполняется правильно; 3 балла – отсутствует какая-либо деталь; 2 балла – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении раз мера всего рисунка; 1 балл – неправильно изображен элемент рисунка; 0 баллов – неправильное изображение деталей в пространстве рисунка.
2. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы).
1) Исследование точности движений.
Рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» (дорожки по Л.А. Венгеру.)
Критерии оценки: 4 балла – при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги; 3 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; 2 балла – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии; 1 балл – не более трех выходов за пределы «дорожки», не ровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии; 0 баллов – невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.
Смотрите также::
Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...
Анализ учебников Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5»,
«Математика-6» с точки зрения наличия задач для формирования умений,
характерных для математического моделирования
Известно, что процесс математического моделирования осуществляется в три этапа: 1) формализация; 2) решение внутри модели; 3) интерпретация. Следует отметить, что в школе больше внимания уделяется работе над вторым этапом моделирования, в то время как формализация и интерпретация остаются недос ...
Установление начального уровня развития мелкой
моторики детей на констатирующем этапе эксперимента
В исследовании принимали участие дети 6 – 7 лет – 12 человек. Все дети были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В каждую группу вошло по 6 детей. Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали три направления: 1. Проверку кинетического ...