Традиционно сложившаяся система обучения может быть охарактеризована как императивная. В основе императивного подхода к обучению ребенка лежит «априорно предполагаемое положение о том, что без принуждения невозможно приобщить школьников к учению». Ребенок не стал бы учиться, если бы мы его не заставляли – так считают многие педагоги. Однако часто мы наблюдаем такую картину: ребенок хочет в школу, живо интересуется буквами, цифрами, стремится к знанию – но вот он приходит в школу, и это стремление пропадает, он начинает отлынивать от уроков, тяготиться учением. Амонашвили предположил: может быть, дети способны учиться без принуждения, по своей доброй воле, если не внушить им с первых же дней отвращения к учебе как к чему-то тягостному и неприятному?
Какие же основные недостатки императивного обучения выделил в своих трудах основоположник гуманной педагогики?
Во-первых, «императивность обучения накладывает свою печать на характер деятельности педагога и его отношения к школьникам. Позиция учителя в императивном обучении обусловлена его обучающей деятельностью. Учитель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет и оценивает. Ученики обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать». Если ученик не хочет этого делать – в ход идут различные способы воздействия на него, мощнейшим из которых является отметка.
Также для императивного обучения характерна ограниченная стратегия в отношении потенциальных возможностей ребенка. «Определенные умения, формы активности, личностные качества, проявляющиеся в условиях этого обучения, долгое время принимались как характерные возрастные психологические особенности и считались инвариантными при любой логике построение воспитания и обучения». В ходе экспериментальных исследований было выявлено, что при обучении, построенном на других основаниях, дети могут проявлять совсем иные возможности и особенности психики: гораздо более раннюю способность мыслить абстрактно, например. Ребёнок способен не только не избегать трудностей, встречающихся в процессе обучения, но и сам стремиться к ним, мобилизуя все свои силы.
«Возникает парадокс: ребёнок имеет потенциальные возможности учиться увлечённо и сознательно преодолевать трудности учения, проявляя при этом все свои развивающиеся многосторонние способности, а традиционно сложившийся путь обучения, не считаясь с этим, избирает прямолинейный, но испытанный путь, именуемый императивным».
Смотрите также::
Применение рейтинговой оценки на основе компьютера
“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая сист ...
Методические основы изучения темы «Прямоугольный треугольник»
Методика обучения математике не только логически организует отобранный материал, но и ориентирует его на особенности учащихся того или иного класса, используя закономерности памяти, мышления, внимания и т.д., индивидуальные способности возрастной группы. Основная роль учителя математики в современн ...
Экологическое образование как новое направление в
дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...