Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать методические рекомендации по организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий эксперимент проводился с учащимися второго класса. В связи с этим нами была организована творческая группа, в которую вошли классный руководитель второго класса, воспитатель группы продленного дня и психолог. Помимо этого, в работу по коррекции агрессивного поведения был задействован школьный врач, в обязанности которого легло медицинское воздействие на детей, склонных к агрессии.
Предварительно мы изучили работы отечественных (А.И.Захарова, Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой, Н.В. Самоукиной, М.И.Чистяковой) и зарубежных психологов (М.Алворда, К.Фонеля), раскрывающие методы и приемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Разрабатывая план мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта, мы ориентировались на работу психолога, классного руководителя и воспитателя группы продленного дня. В соответствии с этим, каждый специалист составил календарно-тематическое планирование с учетом индивидуальных особенностей учащихся и взаимосвязанности занятий.
· Работа психолога
Работа психолога проводилась с учащимися с высоким уровнем агрессивности.
Количество занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут.
В соответствии с выделенными характерологическими особенностями учащихся второго класса, психологом были выбраны следующие направления психокоррекционной работы (таблица 20):
Таблица 20
Характерологические особенности ребенка |
Направление коррекционной работы |
1.Высокий уровень личностной тревожности. |
Снижение уровня личностной тревожности. |
1. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии. |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. |
2. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. |
Развитие позитивной самооценки. |
3. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. |
4. Слабый контроль над своими эмоциями. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. |
5. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения. |
Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. |
При проведении занятий психолог старался придерживаться следующих этапов:
1.Орг.момент
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3.Работа с дневником настроений.
4. Релаксационный тренинг.
5. Сообщение цели занятия.
6.Игры и упражнения в соответствии с задачей занятия.
7. Итог занятия.
Считаем необходимым познакомить вас с календарно - тематическим планированием работы психолога (таблица 21). С содержанием занятий психолога вы можете ознакомиться в приложении.
Смотрите также::
Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи
детей
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный зап ...
Теорема Пифагора
Значение её состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Одна из теорем позволяет убедиться в том, что если из точки вне прямой проведены к ней перпендикуляр и наклонные, то: а) наклонные равны, если равны их проекции; б) та наклонная больше, которая имеет ...
Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...