Новое в педагогике » Разработка программно-методического комплекса по дисциплине "Компьютерные коммуникации и сети" » Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Страница 3

Следующий критерий системы - учет возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, функции и возможности.

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком средства, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Основные функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:

- повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

- помогают удовлетворить и развить познавательные интересы учащихся, тем самым, повышая темп изучения учебного материала;

- являются источником информации, освобождая педагога, от большего объема технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня;

- являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя.

Типы и виды средств обучения приведены на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Классификация средств обучения

Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Средствами обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства.

Будучи компонентом разнообразных системных образований, в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.

В зависимости от выполняемых функций средства обучения подразделяются на дидактические и вспомогательные.

Дидактические средства обучения - это средства обучения, которым передается часть функций преподавателя (информационная, управляющая, контролирующая) при реализации педагогического процесса.

Вспомогательные средства обучения - это средства, не принимающие на себя часть функций педагога, но помогающие ему в организации и реализации педагогического процесса.

В зависимости от целей создания средства обучения дифференцируются на специальные и натуральные.

Специальные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в педагогическом процессе. К ним относятся:

- объемные средства моделирования (модели и макеты);

- тренажеры;

- предметно-знаковые средства обучения (дидактические средства, выраженные знаками (формулами, буквами, словами) естественных и искусственных языков, организующие познавательную деятельность учащихся).

Натуральные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в определенной профессиональной деятельности в качестве объектов, предметов и средств труда, но используемые в педагогическом процессе. К натуральным средствам обучения относятся также и предметы естественной природы.

Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду:

1. Экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих специальностей, содержания обучения, организации системы создания таких средств.

2. Выбор и создание средств обучения, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»
Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира ...

Методические разработки по теме «Основы термодинамики»
Технологическая карта урока по теме «Основы термодинамики» № Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы 1 Организационный 1 Приветствие. Называет тему и цель урока. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Актуал ...

Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru