Следующий критерий системы - учет возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, функции и возможности.
Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком средства, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Основные функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующем:
- повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- помогают удовлетворить и развить познавательные интересы учащихся, тем самым, повышая темп изучения учебного материала;
- являются источником информации, освобождая педагога, от большего объема технической работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня;
- являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя.
Типы и виды средств обучения приведены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Классификация средств обучения
Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.
Средствами обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).
Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).
Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства.
Будучи компонентом разнообразных системных образований, в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.
В зависимости от выполняемых функций средства обучения подразделяются на дидактические и вспомогательные.
Дидактические средства обучения - это средства обучения, которым передается часть функций преподавателя (информационная, управляющая, контролирующая) при реализации педагогического процесса.
Вспомогательные средства обучения - это средства, не принимающие на себя часть функций педагога, но помогающие ему в организации и реализации педагогического процесса.
В зависимости от целей создания средства обучения дифференцируются на специальные и натуральные.
Специальные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в педагогическом процессе. К ним относятся:
- объемные средства моделирования (модели и макеты);
- тренажеры;
- предметно-знаковые средства обучения (дидактические средства, выраженные знаками (формулами, буквами, словами) естественных и искусственных языков, организующие познавательную деятельность учащихся).
Натуральные средства обучения - это материальные объекты, созданные с целью применения их в определенной профессиональной деятельности в качестве объектов, предметов и средств труда, но используемые в педагогическом процессе. К натуральным средствам обучения относятся также и предметы естественной природы.
Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду:
1. Экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих специальностей, содержания обучения, организации системы создания таких средств.
2. Выбор и создание средств обучения, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п.
Смотрите также::
Анализ особенностей функционирования элементов образовательной
системы в Российской Федерации
Рассматривая развитие школы с точки зрения повышения качества уже имеющихся ресурсов, очевидно, что важным действующим элементом качества является программа развития ИКТ - среды, ее активное проникновение во все составляющие образовательного процесса – от управления до обучения и воспитания. Для эт ...
Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации
молодежи
Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не м ...
Теоретические основы исследования образного мышления
В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий. В частности, образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутрен ...