Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.
В связи с этим выстраиваются иные приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Учитывая тенденции современного образования, интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Поэтому возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения специальных дисциплин. Ведь педагогическая наука и практика доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.
В словаре русского языка понятие «комплекс» означает совокупность чего-нибудь; совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию «комплекс» (в психологии) – соединение отдельных психических процессов в некое целое.
В методических рекомендациях по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий под комплексом понимают структурные компоненты, из которых он слагается как единое целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации процесса обучения.
Эффект достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении создаются необходимые условия для функционирования образовательного процесса, это способствует качественному усвоению содержания образования, реализаций целей обучения, а следовательно ведет к воспитанию, развитию учащихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
В настоящее время педагогические коллективы учреждений начального профессионального образования ведут работу по организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами по конкретным профессиям начального профессионального образования.
Вместе с тем еще не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения специальных дисциплин – весьма сложная задача. Для успешного ее решения необходимо знакомство с исходными понятиями о самом учебно-методическом обеспечении: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами и др.), требованиями к его разработке .
Значение учебно-методического обеспечения в системе образования, в том числе профессионального, оценивается по-разному. В монографии Д.Д. Зуева дано следующее определение этому понятию: «Учебно-методическое обеспечение представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретному предмету, созданную в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, служащих всестороннему развитию личности учащегося». В энциклопедии профессионального образования, под редакцией С.Я. Батышева, учебно-методическое обеспечение (УМО) определяется как «комплексное методическое обеспечение учебного процесса и средство преподавателя, мастера производственного обучения».
Практически все исследователи сходятся во мнении, что учебно-методический комплекс (УМК) является средством учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества. В то же время никто из исследователей не занимался проблемой формирования УМО по базовой дисциплине специального цикла обучения с позиции требований работодателей к знаниям и умениям выпускника учреждения начального профессионального образования.
Чтобы глубже понять проблему, выявить весь состав УМК, необходимо рассматривать образовательный процесс как объект учебно-методического обеспечения и определиться в том, что следует взять в качестве исходной основы для установления его компонентного состава.
Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Смотрите также::
Виды контроля
Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характ ...
Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...
Воображение и творчество в младшем школьном возрасте
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение. Воображение – это создание нового в ...