Новое в педагогике » Разработка программно-методического комплекса по дисциплине "Компьютерные коммуникации и сети" » Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства

Страница 5

План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения .

Разработка учебно-методического обеспечения педагогом – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения. Этот выбор личных предпочтений педагога. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую педагог не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия.

Поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов, средств обучения, рассмотрим их более подробно.

В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие в процессе обучения.

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.);

- наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.);

- практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.

Методы обучения как способ осуществления учебного процесса условно можно рассматривать в трех аспектах:

- общедидактическом;

- частно-дидактическом;

- частно-методическом (частные методики).

Общедидактический аспект отражает объективную сущность, требования и дидактические возможности метода, характерные для него как такового, независимо от периода учебного процесса.

Частно-дидактический аспект отражает общую характеристику метода в специфических условиях его применительно к периоду учебного процесса, а также особенности содержания обучения.

Частно-методический аспект основывается на общедидактических и частно-дидактических характеристиках методов и отражает частные методики изучения конкретных предметов.

Классификацию методов обучения рассмотрим на двух уровнях:

- общедидактическом;

- частно-дидактическом.

Общедидактическими методами являются:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- эвристический;

- исследовательский.

Информационно-рецептивный метод (или объяснительно-иллюстративный) состоит в том, что педагог с помощью различных средств предъявляет информацию в «готовом» виде, а учащиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Репродуктивный метод основан на предъявлении педагогом сначала «готовой» информации, затем заданий, предполагающих воспроизведение учащимся знаний и способов деятельности.

Эвристический метод - (частично-поисковый) - предполагает восприятие учащимися информации в процессе поиска решения проблемы при непосредственном участии педагога.

Исследовательский метод реализуется через самостоятельное выполнение учащимися (индивидуально или коллективно) исследовательских заданий, предлагаемых педагогом .

Частно-дидактическими методами являются:

- перцептивные;

- методы развития познавательной активности учащихся;

- методы проверки качества усвоения знаний, умений и навыков.

Перцептивные методы обучения различаются по виду источников знаний. К этой группе относятся словесные, наглядные и практические методы обучения.

Словесные методы обучения применяются педагогом при изложении, объяснении, обобщении, систематизации учебного материала посредством слова. К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи детей
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный зап ...

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше норм ...

Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru