Новое в педагогике » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению » Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению

Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению

Страница 1

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры . Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

В настоящее время папье-маше используется для изготовления различных наглядных пособий, например макетов и рельефных карт. Из папье-маше делают занятные елочные украшения и новогодние маски, а также различные сувениры и поделки.

Анализ фактического положения дел на практике свидетельствует о том, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко встречается в планах работы кружков картонажа и лепки и кружков «Умелые руки», в то время как внеклассные занятия по выклейке папье-маше позволяют решать многие образовательные и воспитательные задачи. Так, на уроках трудового обучения в начальных классах ученики знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. В процессе внеклассных занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у младших школьников многих трудовых умений и навыков: разметки и вычерчивания деталей на бумаге, сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Принимая во внимание относительную несложность технологии изготовления предметов из папье-маше, проводить работу с ним можно не только на занятиях кружка «Умелые руки», но и в свободное время в группе продленного дня. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков учащихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.

Само собой разумеется, что руководитель кружка должен детально знать технологию изготовления папье-маше и своевременно подготавливать к занятиям инструменты и материалы.

Прежде всего потребуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Коммуникативный подход – средство развития компетенции
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — овладение языком как средством общения. Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями ...

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с РДА
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение дете ...

Проведение развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на занятиях стретчингового типа, вечера досуга, динамические паузы и др. На каждом физкультурном занятии мы использовали подвижные игры ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru