Под системой учебно-методического обеспечения следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом.
При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями.
Система, комплекс учебно-методической документации и средств обучения, должна охватывать все основное содержание программного материала.
Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс.
Систему учебно-методического обеспечения можно рассматривать в традиционном и инновационном построении (см. в таблице 1.1).
Таблица 1.1
Традиционное и инновационное построение системы учебно-методического обеспечения
Компонент учебного процесса |
Традиционное построение |
Инновационное построение |
Цели |
Качество результатов обучения, социально-экономическая ориентация целей образования (удовлетворение потребности государства и общества в квалифицированных кадрах). |
Развитие личности; удовлетворение потребности личности в образовательных услугах; Личностно ориентированное образование: самостоятельный выбор темпа обучения, последовательности обучения, уровня усвоения при условии достижения уровня стандарта. |
Содержание |
Стандарт содержания по образовательным областям в системе общего образования, стандарт содержания по циклам дисциплин, закрепленный в содержательных параметрах квалифицированной характеристики профессии (специальности) в вузе (ГОС). Рабочая учебная программа и перспективно-тематический план, вытекающие из требований стандарта содержания. |
Сочетание стандартизации и личностной ориентации при отборе содержания; избирательность содержания; взаимозаменяемость тем; вопросов; литературы; задания по выбору; Блочно-модульное структурирование содержания в целях реализации учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов. |
Средства |
Средства обучения, вытекающие из традиционных целей и обязательных компонентов содержания. |
Средства учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся, студентов, информационные технологии обучения (увеличение использования компьютеров, компьютерных программ по предметам, использование сети, компьютерная диагностика, использование учебников на магнитных носителях, мультимедиа). |
Методы |
Объяснительно-иллюстративные методы; Методы, вытекающие из традиционных целей, содержания, средств обучения. Репродуктивные методы (работа по образцу, который показывает педагог). |
Метод творческих заданий; групповые методы учебной работы; избирательность приемов выполнения учебных действий; метод рефлексии; исследовательские, проблемные методы, проектные, самостоятельная работа учащихся; метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы учащихся на опережающей основе. |
Формы организации |
Классно-урочная система (урок, экскурсия, кружок, факультатив, консультация, домашняя работа). Лекционно-семинарская работа (различные виды лекционных занятий, семинарских занятий, лабораторно-практических работ, практикумов, видов практики). |
Уроки погружения, творческие недели, формы индивидуализированного обучения, виды инновационных уроков (уроки соревнования, уроки – публичные формы общения, уроки-имитации деятельности учреждений, организаций). |
Условия |
Руководство учебно-познавательной и учебно-познавательной деятельностью учащихся. В данных условиях педагог-организатор и управитель. Условия не равноправные. |
Обучение в условиях учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся. В данных условиях педагог – равноправный сотрудник, консультант, технолог, создающий средства обеспечения самостоятельной работы учащихся. |
Смотрите также::
Развитие формального мышления в отрочестве
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понима ...
Способы функционирования православной педагогики
Способом функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является воспитание. Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование и в применении к проблемам развития ребенка. Развитие – это общий закон жизни. Это движение от зерна к растению, от за ...
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение достаточно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с нарушением интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем разв ...