В данном параграфе нами были рассмотрены педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретической разработки проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, эффективность данного процесса обеспечивается реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических условий:
первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Первым педагогическим условием в нашем исследовании является оснащение первоклассников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой, которое заключается в знании вербальных и невербальных средств коммуникации и культуры речевого общения.
Вторым педагогическим условием в нашей работе выступает включение первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера, которое состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе.
Третье педагогическое условие предполагает использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выхода из сложных ситуаций.
Рассмотрим каждое из выделенных условий более подробно.
Раскрывая первое педагогическое условие – будут проводиться групповой формы работ, как метод оснащения первоклассников знаниями о коммуникации – как процессе общения людей между собой. Рассмотрим основные формы и методы организации групповой работы. Остановимся на раскрытии понятия группа, правилах организации групповой работы, преимуществах группового обучения, примерных правила работы в группе, способах формирования групп, этапах групповой деятельности учащихся на уроке, способах организации группового взаимодействия, формах групповой работы, недостатках группового обучения.
Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.
Общие правила организации групповой работы.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:
Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
Обязателен разбор ошибок совместной работы.
Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.
Преимущества группового обучения:
приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.);
улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса;
воспитывается взаимоуважение;
Смотрите также::
Технология проектной деятельности школьников
Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации ...
Значение лабораторных работ
Перед биологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоения знаний, привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания, формирования умений и навыков использования знаний в учебной работе, на практике, в жизни. Решению этих задач во многом способствует рациональ ...
Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной
деятельностью
Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Этому помогает ведение учителем учёта ошибок в письменных работах. В своей учетной тетради учитель отводит для наиболее слабых учеников страничку или несколько страничек. Он регулярно отмечает на этих с ...