Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения и т.д.
Мы изучили различные подходы к организации психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющих отклонения в поведении. По данной проблеме заслуживают внимания работы отечественных психологов А.И. Капалина, Е.Ю. Немудрой, С.А. Моисеевой, Л.М. Семенюк, С.П. Смирновой.
В ходе теоретического осмысления данной проблемы мы считаем необходимым вести психокоррекционную работу по снижению агрессивного поведения у младших школьников поэтапно:
I этап: предварительный, который состоит из подэтапов:
1.Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах агрессивного поведения школьника.
3. Диагностический этап, который включает в себя следующие компоненты:
· Изучение ребенка:
- сбор данных о наследственности ребенка;
- особенности семейного воспитания (социальный статус, традиции и т.п.);
- интересы ребенка;
- отношение ребенка к школе, к учебе.
· Изучение взаимоотношений ребенка и детского коллектива:
- положение ученика в коллективе;
- стиль отношений со сверстниками.
II этап: разработка программы психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения у младших школьников.
III этап: контроль за ходом выполнения и эффективностью программы.
Для успешного проведения психокоррекционной работы отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова, Л.Д. Лебедева рекомендуют использовать следующие методы:
- беседы;
- ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;
- арттерапия;
- трудотерапия;
- игротерапия;
- релаксационный тренинг;
- поручения;
- методы, стимулирующие социально-нормативное поведение (поощрения, наказания).
Вышеуказанные методы мы рассмотрим более подробно в приложении. (Приложение 1)
Психологи (Г.Ф. Кумарина, Л.Н. Проколиенко) отмечают, что выбор методов и приемов педагогической коррекции агрессивного поведения школьников зависит от возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, от их социального окружения и уровня квалификации педагога.
При разработке программы психокоррекционной работы следует учитывать наиболее значимые моменты.
На первом этапе, при диагностике, необходимо тщательно изучить особенности семейного воспитания агрессивного ребенка, его отношение к учебе, положение ученика в коллективе и стиль отношений со сверстниками.
Отечественный психолог С.Л. Колосова считает, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена в первую очередь на поиск и определение конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, среди сверстников, в школе.
Опытные специалисты, работающие над данной проблемой, (Э.Ш. Натанзон, И.В. Дубровина, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова), выделяют конфликтные ситуации в межличностных отношениях агрессивного ребенка, которые влияют на дальнейшее развитие его агрессивных проявлений.
Проблемы в межличностных отношениях затрудняют формирование позитивных отношений со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения, овладение необходимыми критериями оценки окружающих и своей личности. А это в свою очередь способствует развитию агрессивных проявлений.
Мы акцентируем внимание на основных конфликтных ситуациях и назовем приоритетные направления в работе по коррекции агрессивного поведения, а также методические приемы, способствующие снижению агрессии в детской среде (таблица 1):
Таблица 1
Приоритетное направление в психокоррекционной работе по снижению агрессивного поведения в зависимости от межличностных конфликтных отношений агрессивного ребенка
Конфликтная ситуация |
Воздействие ситуации на ребенка |
Приоритетное направление в коррекционной работе, методические приемы | ||
Межличностные отношения «семья – ребенок» | ||||
1 ситуация: Родители ограничивают самостоятельность ребенка. |
Усиливается напряженность во взаимоотношениях с взрослыми в семье вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями. |
Приоритетное направление: оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы направлены на воспитание самостоятельности, ответственности, н-р: коллектив доверяет ученику наиболее значимое общественное поручение, в котором он сможет проявить себя. | ||
2 ситуация: Высокие требования родителей к ребенку. |
Неспособность соответствовать предъявленным требованиям родителей переживается как чувство собственной неполноценности. Дети становятся не уверенными в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителем. |
Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирования личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, самостоятельно-сти. | ||
3 ситуация: гиперопека 4 ситуация: самоустранение родителей от воспитания ребенка (создается видимость благополучия семьи) |
Эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности. |
Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: осуждение безнравственности, эгоисти-ческих установок и взглядов, переключение критики на самокритику. | ||
5 ситуация: самоустранение родителей от воспитания ребенка (асоциальный образ жизни родителей) 6 ситуация: напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия к детям и другим членам семьи. |
Наличие смысловых барьеров в общении с окружающими и дистантность способствуют изоляции ребенка в детском коллективе, формированию низкого социального статуса. |
Приоритетные направления: в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами социальной защиты помощь в оздоровлении семьи, помощь в адаптации в группе сверстников, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Метод. приемы: для повышения статуса необходима поддержка коллективистических проявлений, включение учащегося в коллективные виды деятельности, стимулирование личного достоинства школьника. | ||
Межличностные отношения «ученик – ученик» | ||||
7 ситуация: отвержение ребенка сверстниками |
Наличие скованности в общении с окружающими способствует изоляции ребенка в детском коллективе. |
Приоритетные направления: выявление психологом психологических причин изолированности, помощь в адаптации в группе сверстников. Метод. приемы: стимулирование личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, включение учащегося в коллективные виды деятельности. | ||
8 ситуация: отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами. |
Родители самоустраняются от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе. Ребенок чувствует себя ненужным в семье, чужим, это способствует формированию низкого социального статуса. |
Приоритетные направления: выявление причин самоустранения родителей от воспитания; оздоровление и нормализация семейной сферы. Метод. приемы: вовлечение членов семьи в жизнь класса, школы. | ||
«Межличностные отношения «ученик – учитель» | ||||
9 ситуация: авторитарный педагог |
Проблема ребенка загоняется внутрь, что способствует двойной морали: можно делать то, что хочешь, только нужно позаботиться, чтобы об этом никто не узнал. При таком стиле преподавания учитель манипулирует ребенком, используя свое превосходство. |
Приоритетные направления: смена педагогической установки «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», воспитание у ребенка нравственного контроля. Метод. приемы: общение с ребенком, объяснение, обсуждение, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложение возможных путей действия, похвала за хорошее поведение. | ||
10 ситуация: высокая критика агрессивных детей со стороны учителя. |
Агрессивные дети в течение урока получают значительно больше замечаний, чем другие учащиеся. Замечания, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка, к этой оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. |
Приоритетные направления: психолог должен научить педагога правильным формам поведения в отношении агрессивного ребенка, т.е. необходима психологическая отработка профессиональных навыков. Метод. приемы: психологические тренинги. | ||
11 ситуация: Ученик прогуливает уроки, и основная его жизнь протекает «на улице» в компании подростков – делинквентов. |
У ребенка формируются различные формы неприятия взрослых, появляется безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. У ученика формируется мнение, что взрослые вмешиваются в их жизнь, не имея на это право. |
Приоритетные направления: работа психолога в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами ранней профилактики правонарушений. Метод. приемы: формирование жизненных целей, профориентация, включение в социально значимую деятельность. | ||
12 ситуация: плохая успеваемость школьника. |
Не умея самоутвердиться в сфере учения, неуспевающие школьники часто находят в качестве компенсаторных, замещающих разного рода агрессивные формы поведения. Типичные формы поведения: «классный шут», поведение «луддита», который рвет тетради отличников, ломает парты, поведение драчуна. |
Приоритетные направления: Выявление психологом причин неуспеваемости (дефекты интеллектуального развития, неразвитость познавательных интересов и т.д.); помощь в адаптации в группе сверстников; помощь невролога (эта ситуация является основной причиной патологических реакций и невротических состояний). Метод. приемы: стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности, создание товарищеских контактов, ограничение вульгарного стиля разговора, организация досуга. | ||
Смотрите также::
Система профессиональной ориентации молодежи
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения си ...
Процесс оценки знаний
Проверка – является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Пр ...
Условия
выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...