На уроках труда ученикам предоставляется возможность работать сообща, ребята выполняют задания, как в парах, так и большими группами. Полученный результат работы ребят оформляется на полотне, притом ученики сами выбирают место расположения работ. Одним из примеров такого вида деятельности служит урок "Тепло ваших рук", на котором все ребята самостоятельно изготавливали из цветной бумаги подделку (ладонь, держащую сердце), затем совместно оформляли "ладони" на панно, ученикам необходимо было договориться о местоположении каждой подделки, расположить их по цвету и размеру. Таким образом, панно – стало продуктом общем деятельности.
Практически на всех уроках учитель использует следующие виды работ: взаимопроверка в парах; выполняются задания учителя в парах, с последующим выступлением перед классом; работа с карточками; театрализация.
Раскрывая второе педагогическое условие, будут использованы игры, как средства включения первоклассников в коллективно-игровую деятельность диалогового характера; происходило расширение поля социальных знаний, передача социальной информации, координация детей как команды единомышленников в условиях социального взаимодействия, общения и отношений.
Педагогическое обеспечение игр во внеучебной деятельности рассматривалось как совокупности методов, приемов, упражнений, активизирующих самопознание младшего школьника (оценки самого себя, своих способностей, действий, поступков; свое отношение к внешнему миру, во многом определяющие выборы поведения и жизнедеятельности). В связи с этим возникла необходимость включения в учебно-воспитательный процесс материалов, способствующих развитию умения учащихся организовать общение, желание вступать в контакт с окружающими, следить за своей культурой общения.
В процессе общения ребенок овладевал не только социальными нормами и требованиями к члену социального мира, но и познавал себя, других людей, постигал смысл взаимоотношений между людьми. На смену природной любознательности, интересу ко всему новому (социальным переживаниям) приходил интерес к существующим в социуме взаимоотношениям; с расширением своих возможностей ребенок стремился к своеобразному "сотрудничеству" со сверстниками и взрослыми, способствующему обмену сведениями, замыслами, решениями.
В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическое обеспечение игр во внеучебной деятельности младших школьников стимулировало интерес ребенка к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе; повышение адекватности самооценки в системе статусно-ролевых связей общества. Педагогическое обеспечение игр во внеучебной деятельности стимулировало:
заинтересованность в личных особенностях и достижениях другого, проникнутую симпатией;
взаимодействие, обогащающее личную мотивацию поведения;
вовлечение в социально ценную деятельность для расширения нравственного опыта взаимоотношения;
развитие уровня коммуникативных навыков и самовоспитания.
Педагогическая поддержка, осуществляемая в ходе опытно-экспериментальной работы поэтапно, была нацелена на самопознание и включала постановку таких задач, как:
открытие своего "Я", выделение себя из мира, осознание своей непохожести на других;
осознание субъектом взаимосвязи "Я" и "Мы": полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками;
ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние и согласование взаимодействия с ним;
стремление взаимодействовать с окружающими, брать под свою защиту и помогать им, передавать свои знания и опыт другому;
рождение чувства значимости другого; проявление личностной окрашенности переживаний, возникновение сопереживания и сочувствия;
осознание своего места в системе статусно-ролевых связей общества.
Использовалась, в частности, такая логика педагогического обеспечения коммуникативной деятельности:
педагог сотрудничал со школьниками, при этом выступал не как педагог, а как помощник; именно такой прием активизировал игровую деятельность ребенка, способствовал самостоятельности, самовыражению;
при выполнении упражнений учитель создавал условия для межличностного общения. Таким образом, дети учились искусству общения, умению помогать друг другу;
в процессе внеучебной деятельности учитель предлагал задания, способствующие повышению у воспитанников чувства собственной значимости, стимулированию активности и инициативы. Ребенок получал удовлетворение от общения, так как прилагал максимум усилий. При этом происходило объединение детей на основе общей цели, реализовывались идеи деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.
Смотрите также::
Организация самостоятельной деятельности на уроках
информатике профильной школе
Элективные курсы лежит в основе реализации профильного образования в большинстве российских школ. Это, прежде всего, связанно с тем, что школа может не придерживаться ни одного профильного направления, а, организовав различные элективные курсы, таким образом предоставлять школьникам возможность осу ...
Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство
психолого-педагогической реабилитации
Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обуче ...
Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений. Несмотря на тяжелое военное и экономическое пол ...