В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности младших школьников стимулировало интерес ребенка к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе; повышение адекватности самооценки в системе статусно – ролевых связей общества. Педагогическое обеспечение ситуаций успеха в учебной деятельности стимулировало:
интерес у учащихся к учебному процессу;
радость познания, радость творчества, радость общения;
уверенность в себе и своих силах;
мотив к дальнейшей успешной учебной деятельности;
заинтересованность в личных особенностях и достижениях другого, проникнутую симпатией;
открытие своего "Я", выделение себя из мира;
осознание своего места в системе статусно - ролевых связей общества.
В создании условий ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников учитель использовал следующую логику педагогического обеспечения коммуникативной деятельности:
перед началом работы педагог вселял в детей уверенность в том, что все добьются положительного результата; выполнял задания вместе с воспитанниками, оказывая им посильную помощь;
педагог сотрудничал со школьниками, при этом выступал не как педагог, а как помощник; именно такой прием активизировал игровую деятельность ребенка, способствовал самостоятельности, самовыражению;
при выполнении упражнений учитель создавал условия для межличностного общения. Таким образом, дети учились искусству общения, умению помогать друг другу;
в процессе занятий учитель предлагал задания, способствующие повышению у воспитанников чувства собственной значимости, стимулированию активности и инициативы. Ребенок получал удовлетворение от общения, так как прилагал максимум усилий. При этом происходило объединение детей на основе общей цели, реализовывались идеи деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.
Нами был использован следующий алгоритм работы:
Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".
"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".
"Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У вас обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности (помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания).
"Возможно, лучше всего начать с… "
"Выполняя работу, не забудьте о… "
Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…"
Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты и мог бы ."
"Только тебе я и могу доверить…"
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"
Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
"Нам уже не терпится начать работу…"
"Так хочется поскорее увидеть…"
Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось…"
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
В процессе учебной деятельности нами были использованы приемы и упражнения, способствующие активизации группового взаимодействия и развитию инициативности, креативности, активности, коммуникативности.
Так прием "Общая радость", который состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива, способствовал возникновению эмоционального отклика окружающих на успех члена своего коллектива.
Смотрите также::
Познание и обучение в развитии общества
В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира - с одной стороны, и обучение подрастающих поколений с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгля ...
Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления
В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических зад ...
Обзор школьных учебников по математике для 5-6
классов с точки зрения наличия элементов математического моделирования
В учебнике по математике для 5 класса Дорофеева Г. В., Петерсон Л. Г. уже во втором параграфе предлагается для изучения тема «Математические модели», поэтому далее весь материал опирается на понятия «математическая модель» и «моделирование». Авторы не дают определение модели, а на примере двух зада ...