Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. Вступая в отношения с окружающими, человек сообщает информацию о себе, взамен получая интересующие его сведения, анализирует их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
защита от лазерного луча, max | Продам сайт дешево на http://www.tradelot.ru. | Клей для ремонта лодок из пвх в Москве.Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности – приоритетная задача образования на современном этапе.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем является подготовка ребенка к жизни, к его социализации, где ведущим является способность ребенка к общению, то есть умение строить отношения с собой, с другими людьми и окружающим миром. Учителю начальной школы доверена ответственная работа по формированию у учащихся качеств, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Для классного руководителя первоклассников, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе обучения детей, так как именно в классном коллективе у младших школьников реализуется потребность в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает начинающих учеников проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. В самом начале обучения дети стремятся к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у них велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым. В начальной школе учитель играет объединяющую роль, поэтому именно в первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, авторитет которого очень высок.
Младший школьный возраст, а именно 7 лет, время, когда ребенок начинает познавать школьные науки, представляет большие возможности для развития коммуникативных способностей. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования вышеуказанных качеств личности.
Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у первоклассников. Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития у младшего школьника коммуникативных способностей.
Проблемой развития коммуникативных способностей занимались: О. Г. Абрамлина, Г. М. Батуева, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Н. Е. Щуркова, С. А. Козлова и др.
Однако, несмотря на большое внимание к вопросам развития коммуникативных способностей младших школьников в научно-педагогической литературе недостаточно хорошо освещены такие вопросы как развитие у первоклассников коммуникативных способностей в процессе образования.
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью развития коммуникативных способностей первоклассников и уровнем их психологической готовности к коммуникации.
Выявленное противоречие определило проблему исследования.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования?
Актуальность рассматриваемой проблемы и выявленное противоречие послужили основанием для определения темы исследования: "Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования".
Цель исследования – выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Объект исследования – процесс образования в начальной школе.
Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования обеспечивается, если:
первоклассники имеют представление о коммуникации как процессе общения людей между собой;
первоклассники принимают участие в коллективно-игровой деятельности диалогового характера;
в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, используются ситуации успеха.
Задачи исследования:
изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных способностей первоклассников;
осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования "коммуникативные способности";
проанализировать опыт учителей начальных классов по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
выявить и обосновать педагогические условия развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования;
провести опытно-экспериментальную работу развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Методологическая основа исследования. Исследование строится на положении о педагогическом взаимодействии субъектов образовательного пространства Ю. К. Бабанского, В. А. Мудрика, и др.; о речеязыковой способности индивида М. И. Лисина; о психологической теории личности Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. К. Перов; о роли общения в становлении личности К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев и др.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, цитирование, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, методы первичной обработки результатов, методы наглядного представления результатов: таблицы, гистограммы.
База исследования: исследование проводилось на базе 1-го класса муниципального образовательного учреждения "СОШ № 5 УИМ" г. Магнитогорска. В исследовании приняло участие 26 учащихся.
Теоретическая значимость исследования: выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Практическая значимость исследования: в подборе методик, направленных на развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования.
Смотрите также::
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...
Проявление агрессии в детском возрасте
В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативны ...
Воспитание сказками Пушкина
Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что современные "дети не знают названия чувств"; "Из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь - ненависть, радость - горе". А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д ...