Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успехи в речевом развитии определяют и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимостью в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявления которого образуют грамматический строй речи, состоящий из его единиц. Важнейшей единицей является слово.
Дар слова – это важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовский писал: "Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и…блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы." Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культуры общения.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения.
Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые занимаются проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того на сколько учащиеся владеют словом: могут толковать его значение, использовать в собственной речевой практике. К сожалению, дети в наше время стали очень мало читать, тем самым не происходит как такового развития речи и словарный запас их становится очень бедным и пассивным. К такому мнению можно прийти в процессе посещения уроков в младшем звене, общения с ними. Примером этого могут послужить односложные ответы детей на вопросы учителя, непонимание значения слов, которые довольно часто используются в повседневной жизни, отсутствие в речи слов и выражений, которые делают ее наиболее выразительной, эмоциональной и т.д.
Следовательно, в наше время процесс развития речи у детей младшего школьного возраста очень актуален, именно поэтому темой Выпускной квалификационной работы является "Работа со словом как один из уровней развития речи учащихся младшего школьного возраста".
Проблемой исследования является, как словарная работа влияет на речевое развитие учащихся начальных классов.
Цель: выявить и теоретически обосновать основные направления работы со словом на уроках в начальной школе, проверить эффективность использования разнообразных приемов.
Задачи: - изучить и проанализировать методическую литературу и периодическую печать по проблеме исследования;
- изучить педагогический опыт с целью определения эффективных приемов по обогащению словарного запаса учащихся начальных классов;
- проверить эффективность лексических упражнений на разных уроках в процессе собственной практической деятельности;
- разработать рекомендации по проблеме исследования;
- сконструировать конспекты уроков с использованием лексической работы в начальной школе.
Объект: лексическая работа на уроках в начальной школе.
Предмет: приемы, способствующие обогащению, уточнению и активизации словаря детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: речевое развитие младших школьников зависит от того, насколько грамотно проводит учитель работу со словом в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ методической литературы и периодической печати;
- наблюдение за деятельностью учителя и учащихся;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- разработка конспектов, фрагментов уроков.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что в ней раскрыты и систематизированы теоретические положения, определяющие пути обогащения, уточнения и активизации словаря детей младшего школьного возраста, проверена эффективность использования приемов словарной работы в процессе развития речи учащихся начальных классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретических и практических глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.
Смотрите также::
Мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства
Мозаика! Это слово в воображении детей связывается с ранним детством, с настольной игрой, состоящей из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружков со шпеньками. На специальных подставках с углублениями или отверстиями, в самих коробках (в зависимости от разновидности ...
Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта ...
Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...