Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Задачи и уровни развития речи младших школьников

Задачи и уровни развития речи младших школьников

Страница 1

Анализ нормативных документов (государственного стандарта начального образования, программа " Начальные классы" (1-4) позволяют сделать вывод о том, что развитие речевой деятельности младших школьников стоит в ряду главных целей современного начального образования. Согласно основам методики речи, речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Она выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других. Именно поэтому к речи предъявляются определенные требования. Во- первых, речь должна быть содержательной, а это значит, что независимо от типа и объема высказывания в ней должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон общения тема, так как речь несет в себе важную, актуальную информацию, ценную идею, защищая подлинные ценности. Во- вторых, речь должна быть построена логически верно, то есть она должна быть понятна, последовательна, непротиворечна, доказательна, убедительна, информативна. Речь должна строиться по четкому плану, необходима продуманная композиция речевого произведения, способствующая лучшему пониманию текста, а иногда и возбуждающая интерес слушателей, их активность. В- третьих, свободное владение навыками или механизмами речи. К ним относятся: дыхание, голос, артикулирование звуков, дикция, интонация, речевая реакция; быстрота включения в диалог, хорошая речевая и оперативная память. В письменной же речи этими механизмами являются: скоропись, хороший почерк, орфография. Все эти навыки вырабатываются в течение многих лет посредством упражнения, в тренинге. В- четвертых, это языковая правильность речи, или соответствие литературной норме, где языковая норма формируется на основе традиции, на основе изучения массовой языковой прагматики, закономерностей грамматики, фонетики, словообразования. Необходимо выделить, что литературная норма действует в произносительной, в словоупотреблении, в правописании и еще некоторых областях речи.

Следующее требование- это точность, ясность речи, то есть культура речи измеряется умением говорящего, пишущего выбрать такую синтаксическую конструкцию, такие слова, сочетания, фразеологические единицы, так построить свое высказывание, чтобы передать наиболее важные его черты, понятно передать свой замысел. Точность речи требует богатства и подвижности средств языка, их разнообразия. Тем самым выбор языковых средств связан с понятием коммуникативной целесообразности, это заключается в том, что речь строится с учетом возможностей адресату, выбираются те формы языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога. Это касается и вербальных средств, и манеры произношения, использование вспомогательных средств общения и т.д.

И, наконец, высшее требование культуры речи - ее выразительность, признак речевого мастерства. В устной речи - это многообразие интонаций, пауз, тона, тембра голоса, в устной и письменной речи- образы, тропы, афоризмы, фразеологизмы и прочее.

Таким образом, учитывая и соблюдая данные требования, для того, чтобы развитие речи детей младшего школьного возраста осуществлялось на высшем уровне и было эффективным, вытекают следующие задачи, который должен ставить перед собой каждый учитель:

1. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.

2. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

3. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей; правильное употребление слов- названий предметов, признаков действий и объяснение их значения.

Вследствие всего вышеперечисленного, работа по развитию речи младших школьников ведется по четырем уровням: произносительному, лексическому, грамматическому и уровню связной речи. Сейчас подробнее охарактеризуем и выделим важные черты каждого из них.

Уровень произносительный предполагает работу над голосовыми данными, над уровнями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. На данном уровне работа учащихся, по словам М. Львова, автора пособия "Методика русского языка" осуществляется по направлениям: техника, орфоэпия, интонации. Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, четкой дикции. Следует различать дыхание физиологическое и речевое, так как в ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание- процесс управляемый, произвольный. Выделяют следующие задачи развития речевого дыхания: во - первых, следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение выдыхать большее количество воздуха; во- вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое стоит в воспитании у младших школьников чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз .

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Опыт деятельности образовательных учреждений по профессиональной ориентация школьников
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка. В анкетировании приняло учас ...

Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запрост ...

Необходимость сказок. Роль сказок в нравственно-эстетическом воспитании детей
В свое время Л.С. Выготский сравнивал нашу нервную систему " .с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекае ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru