Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Страница 1

Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах.

Анализу подверглись конспекты уроков таких учителей, как Гриценко И. И., Казаевой Т. Н., Шабановой М. И., Коньковой О. С., Бронниковой Ю. О., Запорожец И. В. и т.д., которые напечатаны в журналах "Начальная школа" и "Начальная школа плюс", так же деятельность учителя МОБУ СОШ № 10 города Нефтекамск Полюдовой Ольги Леонидовны, МОБУ СОШ №11 Хабировой И. Р.

Рассмотрим некоторые примеры проведения словарной работы в начальной школе. И. В. Запорожец при проведении уроков развития речи на тему "Сочини загадку" предлагает учащимся следующие задания:

- Отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Дети: часы.)

-Докажите, что это часы. (Дети: ходят- показывают время, по часам выполняем режим дня.)

- К какому типу речи относится ваше доказательство? (Д.: рассуждение.)

Затем дети самостоятельно составляют загадки о часах, включая такие средства выразительности, как сравнение, олицетворение, эпитеты, метафору /6,с.38/.

Такая работа способствует не только уточнению словаря, но и его активизации, развитию связной речи и творческой деятельности.

Работу по уточнению значения слов и выражений, направленную на предупреждение лексических ошибок, которые вызваны незнанием значений слов и правил их смысловой и стилистической сочетаемости, выделяет кандидат филологических наук Бронникова Ю. О. Она считает, что чаще всего такие ошибки в речи младших школьников возникают при употреблении паронимов, слов в несвойственном им значениях, иноязычных слов и многое другое. С учетом этого ею предлагаются следующие упражнения:

Объясни значение слов. Составь с ними предложения.

Адресат- адресант, невежа- невежда, поделка- подделка.

Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слов:

Представить продукт

Карий друг

Натуральный костюм

Настоящий возможность

Коричневый отчет

Предоставить глаза

Спиши, выбирая правильный вариант.

Я (думаю, мыслю), что сегодня пойдет снег. Машина ехала (медленно, медлительно). В (болотистых, болотных) местах растет много клюквы.

Замени просторечные слова литературными.

Гляделки -…, шибко -…, рисковый -…, теперича -…, монатки -…

Прочитай. Найди ошибки в употреблении слов и запиши правильный вариант.

Цветы пахнут запахом меда. Путешествие проходило по пустынной пустыне. Лесник был старым стариком. В чай мне положили кислый лимон.

Все эти вышеперечисленные упражнения, по мнению автора статьи, способствуют уточнению, активизации словаря младших школьников, развитию связной устной и письменной речи.

Очень яркую работу над поэтической лексикой, над средствами выразительности демонстрирует нам доцент кафедры педагогической лингвистики, педагог Конькова О. С. Рассмотренный фрагмент урока связан со стихотворением С. Есенина "Черемуха".

У. При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей.)

У. Как называются эти слова? (эпитеты.)

Затем учитель дает характеристику данному средству выразительности, приводит примеры, объясняет с какой целью они используются.

У. Давайте с вами придумаем эпитеты к слову черемуха. (Белоснежная, кудрявая, пушистая, веселая.)

У. Найдите в тексте цветовые эпитеты. ( серебряный ручей, зелень золотистая.)

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения сл ...

Сарафаны
Во второй половине XIX в. безрукавной одеждой, надевавшейся поверх рубах, у крестьянок Южного Алтая были перемитнита, дубасы, сарафаны, горбачи. При разработке типологии сарафанов учитывались раскрой и расположение полотен переда и спинки, швов на боках, наличие или отсутствие кошеных полотен-косин ...

Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru