Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, "культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной.
В связи с этим последнее десятилетие обучение родному языку в школе существенно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников.
По мнению Т. Г. Рамзаевой, языковое образование- это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Таким образом, повышенное внимание к речевой подготовке школьников является достоинством современного этапа обучения русскому языку, так как речь- это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Так же речь- это не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, книги, рассказы, песни и др. Речь есть реализация языка. Следовательно, можно сделать вывод, что развитие грамотной речи очень важно и необходимо для каждого человека. Именно поэтому, для достижения лучшего результата начинать особую глубокую работу нужно в школе с самого начала, то есть начиная с младшего школьного возраста.
Следуя определению Сальниковой Т. П. развитие речи учащихся - это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, стилями, культурой речи) и механизмами речи - ее восприятие и выражения своих мыслей.
Вследствие актуальности проблемы речевое развитие детей младшего школьного возраста привлекает ученых, исследователей, методистов на протяжении многих десятилетий. Причем оно становится объектом изучения с разных сторон. Среди ученых, которые занимались и занимаются исследованиями речи учащихся, можно назвать: К. Д. Ушинского, В. И. Вахтерова, И. А. Рыбникова, А. Э. Гоера, А. И. Гвоздева, М. Р. Львова и др.
Наблюдение за развитием одних и тех же учащихся в течение нескольких лет использует Т. А. Ладыженская. В процессе наблюдений исследователь осуществляет запись устных пересказов школьников на магнитофонную пленку. Собранный материал подвергается анализу; рассматривается содержание сочинений, и его языковое оформление. В результате Т. А. Ладыженская замечает, что рост общего развития проявляется в первую очередь в изменении содержания, а языковое оформление высказывания самым тесным образом связано с содержанием. Наряду с наблюдением, анализом собранного материала, с количественной и качественной его обработкой в исследовании Т. А. Ладыженской встречается сравнение устных и письменных высказываний учащихся. " Такое сопоставление возможно, поскольку оно опирается на ту общность, которая имеется между устной и письменной речью. Эта общность проявляется в том, что в основном и в той, и в другой речи используется один о тот же словарь, одни и те же способы объединения слов в словосочетания, одни и те же типы предложений.
Бывает так, что исследователи не упоминают о методе речевого развития. Но о нем можно судить по авторскому описанию.
Так, В. А. Кустарева отмечает нерасчлененность сочинений учащихся четвертого класса на части. Ученик может наметить вопросы, составляющие то, о чем он пишет, но не раскрыть эти вопросы. Автор констатирует: " Перед нами, по существу, описание весны, которое касается четырех вопросов: признаки весны, животные весной, детские забавы, весенний праздник 1 мая. Эти черты подтемы требуют четырех разделов или частей… Однако мальчик пишет свою работу сплошным текстом.".
Так же количественную выраженность слов, предложений, их типов в сочинениях младших школьников показывает М. Л. Закожурникова. Например, автор говорит о том, что среднее количество слов в сочинениях первоклассников - 15-16, второклассников- 45-60, третьеклассников - 90-100, четырехклассников - 100-105. Среднее количество предложений у первоклассника - 3-4, у второклассника - 7, у третьеклассника - 10-11, у четвероклассников - 14-16. В первом классе 75 % от всех написанных детьми предложений занимают простые предложения, а во 2- 4 классах таких предложений становится меньше. На их долю приходится 50%.
Смотрите также::
Условия
выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...
Общая характеристика технического мышления
Особенности многих технических задач и объектов, само оперирова-ние производственно-техническим материалом придают мышлению свое-образный характер. По своим истокам и основам техническое мышление является тем же обобщенным и опосредованным познанием действитель-ности и осуществ-ляется также через р ...
Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили
«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уваже ...