Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого была проверка организационно-педагогической модели и педагогических условий эффективного развития мелкой моторики младших школьников в условиях дополнительной системы образования.
Предложенная методика эффективного развития мелкой моторики является составляющей общей структуры учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. В ходе подготовки к занятиям мы учитывали, что предыдущее художественно-эстетичное изучение действительности дает возможность визуального и художественно-образного “вхождения” в тему; перед каждым уроком заранее относится образно-творческая цель, которой подчинена система наставительно-практических задач; соответственно поставленным задачам избираются методы обучения; используется взаимодействие разных форм работы, межпредметные связи (с участием как вербально-образных, так и сенсорно-моторных и эмоционально-чувствительных факторов); прослеживается взаимосвязь с практическими действиями учеников и демонстрированием учителем вариативных решений задач; закрепление нового материала с следующей его систематизацией и обобщением; учитываются вековые особенности учеников, их заинтересованность и уровень сформированности творческого потенциала; изучения и внедрения разнообразных художественных техник и материалов осуществляется соответственно естественным задаткам детей.
Экспериментальная программа кружка изобразительного искусства предназначена для развития мелкой моторики детей. Педагогические условия его проведения предусматривают для учеников широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а для педагогов - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определенную методическую последовательность с учетом знаний, умений и навыков учеников.
Содержание программы нацелено на развитие мелкой моторики. Также оно расширяет представление учеников о видах, жанрах изобразительного искусства, стили, знакомит с техниками оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувства гармонии и эстетического вкуса. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с разными материалами, в том числе и из естественными, а также на расширенное знакомство с разными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к творческой деятельности лежат два главных вида деятельности учеников: это творческая практика и изучения теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка оказывает содействие развитию мелкой моторики ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способности каждого ребенка по его выбору.
Необходимое педагогическое условие – диалогические отношения, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Смотрите также::
Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...
Требования, предъявляемые к оратору
Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставитс ...
Последовательность развития чувства коллективизма у школьников
С точки зрения психологии существует пять основных периодов развития чувства коллективизма. Хотя они и схожи с этапами развития коллектива, существуют и определенные различия. Итак, первая ступень развития чувства коллективизма – «песчаная россыпь», то есть это стадия, на которой незнакомые или мал ...