Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми

Особенности диалогической речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми

Страница 1

Цель:

- определить условия создания благоприятного климата для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста;

- выявить исходный уровень развития диалогической речи у дошкольников;

Констатирующий этап эксперимента проводился в течение месяца. В нем принимало участие 20 детей среднего дошкольного возраста.

Список детей среднего дошкольного возраста.

1. Матвей Н. 11. Аня М.

2.Милана С. 12. Настя М.

3. Настя М. 13. Данил С.

4. Динара А. 14. Илона Ш.

5.Никита Г. 15.Вова К.

6. Сережа Т. 16. Юля Д.

7. Рамиль Б. 17. Дима Н.

8. Айгуль А. 18. Дима Е.

9. Влад С. 19. Илья Ч.

10. Кирилл С. 20. Алеша Е.

Прежде чем начать работу по выявлению уровня развития диалогической речи, необходимо выявить условия, в которых воспитываются дети дошкольного возраста. Анализ таковых позволил констатировать факт, что в средней группе в значительной степени созданы условия для развития у дошкольников навыков ведения диалога в процессе общения. Воспитатель данной группы доброжелательно вступает в общение с детьми, приветливо здоровается с ними, называет их по имени. Со стороны взрослых часто можно слышать поощрения на инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить). Внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу. В разговоре с ребенком педагоги точно и правильно называют предметы и игрушки, находящиеся в группе, обращают внимание на содержание и форму высказывания, тактично исправляют в случае необходимости речевые ошибки ребенка. Кроме того, воспитатель ненавязчиво и уместно употребляет разнообразные формы речевого этикета и использует ситуации, когда ребенок должен вежливо и ласково обратиться к взрослым и сверстникам. Во время общения взрослых с детьми, обращает внимание на умение правильно построить вопрос, соблюдать грамматические, лексические и синтаксические нормы.

А также педагоги следят и за звуковым оформлением речи (дикцией, темпом, силой голоса, ударением, интонационной выразительностью). В зависимости от вида деятельности они говорят громко или тихо, обращая внимание на все эти характеристики и в речи детей.

Анализируя план воспитателя, можно отметить, что работа в данном направлении планируется не систематически.

Существенным звеном определения педагогических условий стала работа с родителями, которая проводилась в основном в форме индивидуальных бесед, направленная на выявление отношения родителей к данному виду работы по следующим вопросам:

1. С кем ваш ребенок больше общается? Со взрослыми или со сверстниками?

2. Характер общения со сверстниками: как ведет себя по отношению к ним?

3. Наблюдаете ли вы затруднительность общения с людьми у вашего ребенка?

4. Развиваете ли вы умение ребенка внимательно слушать собеседника?

5. Считаете ли вы актуальной проблему формирования диалогической речи у детей?

В результате анализа бесед с родителями можно отметить, что родители признают проблему в воспитании и развитии своих детей актуальной. Однако часть родителей не проводят данный вид работы дома, современные родители в основном заняты проблемами быта и мало уделяют внимания общению со своими детьми, не придают значения разговорам между детьми, не помогают в построении нужных высказываний

Кроме определения педагогических условий, была проведена диагностика, которая позволила выявить уровень развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Так как на данный момент методика обследования диалогической речи не разработана, поэтому диагностические задания были разработаны самостоятельно, опираясь на диалогические умения.

Перечень диагностических заданий.

I. Собственно-речевые умения.

Цель: выявить умение вступать в общение (когда и как можно начать разговор с незнакомым и знакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими людьми).

1. Поручения:

- сходить в соседнюю группу и попросить у воспитателя книгу;

- передать родителям другого ребенка сообщение о том, что скоро в группе состоится родительское собрание и попросить выступить на нем.

2. Неподготовленная беседа с детьми на тему: «Твой выходной день».

II. Умения речевого этикета.

3. Экскурсия в другую одновозрастную группу.

Цель: выявить умение включаться в общение, использовать словесные обращения знакомства, приветствия, привлечения, согласие и отказ, извинение, привлечение внимания, приглашение, просьба, жалоба, сочувствие, неодобрение, благодарность и пр.

III. Умение общаться в паре, группе 3-5 человек, в коллективе.

Цель: выявить умение вести диалог, выслушивать своего собеседника, формулировать свои вопросы и ответы, в соответствии с правилами лексики и грамматики, употребление слов, выражений, соответствующих нормам этикета.

4. Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону».

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Воспитательная работа в творчестве
«Творчество начинается там, где тебе что-то неизвестно». Понятие "творчество" всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Взгляните только на три из них: Творчество — деятельность человека, создающая новые матери ...

Теории развития эмоций
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, ...

Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславлива ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru