Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Основы МКТ», используя их творческий потенциал; развитие учебно-познавательных потребностей учащихся при обучении физике.
Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры.
Эпиграф к уроку:
« .Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»
М. В. Ломоносов (1711 – 1765 г.г.)
Содержание урока.
1. Вступительное слово учителя.
Наш нетрадиционный урок мне хочется начать словами Д. Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Связать воедино разрозненные факты, объяснить их, получить новые, найти им применение, - вот цель любой научной теории, в том числе и МКТ, которая является одной из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений; без неё не может обойтись ни одна из естественных наук. О значении этой теории своеобразно сказал известный американский физик Ричард Фейнман. Он задал вопрос: какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, содержало бы наибольшую информацию для передачи грядущим поколениям, если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными? И сам ответил: это – атомная гипотеза: все тела (продолжите .).
Учащиеся отвечают: все тела состоят из частиц, которые находятся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют друг с другом.
В этой фразе содержится огромная информация о мире.
На основании основных положений МКТ мы с вами смогли получить основное уравнение МКТ, уравнения состояния идеального газа, газовые законы; объяснить давление газа на стенки сосуда, броуновское движение, диффузию и многие другие явления.
Цель нашего урока сегодня повторить полученные знания по данной теме, обобщить их, найти им применение при решении некоторых интересных задач, увидеть, что за «сухой» теорией стоит много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.
Сегодня каждый из вас не просто ученик на уроке, но и участник команды. Коллективизм, умение слушать друг друга, желание помочь своей команде – вот те качества, которые помогут вам выйти вперёд. Каждому участнику команды – победительницы добавляется один балл при выставлении оценок.
Представляю команды:
1). Команда «Омега» (капитан .);
2).Команда «Микрон» (капитан команды…);
3). Команда «Кси» (капитан…);
4). Команда «Тау» (капитан…).
2. Конкурс «Посвящение»
Начнём с домашнего задания, то есть конкурса «Посвящение». Вам нужно было написать оду или дать рекламу понятию или закону, изученному по данной теме.
(В качестве примера приведу домашнее задание команды Омега).
«Ода изобарному процессу»
Слава тебе, изобарный процесс!
В физику нашу ты вовремя влез.
Хвала и тебе, о, мудрец Гей-Люссак:
С законом своим не попал ты впросак!
Сказал ты: «Давайте мы газ идеальным представим,
Массу его мы данной оставим.
Константою будет пусть в нём давленье,
Пронаблюдаем V к Т отношенье.
Что получаем? Пойди, посмотри:
V к Т - константа, что ни твори.
Если повысим температуру,
То получаем такую фигуру:
Средний импульс молекулы каждой,
К стенке спешащей, повысится также,
Но станут они «агрессивными» менее
За счёт концентрации изменения,
То есть объём увеличится тоже
И это уже на закон похоже.
Тебе хвала, Гей-Люссак, а нам снова «учи»
Зуб на тебя мы имеем, учти.
Но как ни крути, никуда нам не деться
От такого богатого физикой детства.
И стоило вдуматься в этот закон,
Как по нраву пришёлся нам он.
Видно классным ты физиком был,
Коль изобарный процесс сотворил.
Славим сегодня твоё мы творенье,
И да наступит в мозгах просветленье.
(Старкова Оля)
3. В качестве разминки командам предлагался конкурс «Чёрный ящик».
Каждая команда должна была заранее положить в «чёрный ящик» прибор или предмет и написать вопрос-представление для другой команды.
Пример задания:
«Прост в устройстве, применении,
Но опасен, без сомнения.
Может запросто сломаться,
Его стоит опасаться».
Вопрос: «Что находится в «Чёрном ящике?»
( Ответ: ртутный термометр)
4. Команды немного согрелись и готовы к дальнейшим конкурсам. Следующий конкурс «Устами младенца».Каждая команда получает по одному вопросу, написанному на листочках. Если команда не даёт ответа, то отвечать могут из других команд.
Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Когда его много, хочется в душ. Наверху его всегда больше, чем внизу. Животные и растения получают его от Солнца. (Тепло).
Смотрите также::
Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...
Трудности усвоения иностранного языка дошкольниками
В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. У дошкольников пока еще отсутствует действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует проц ...
Эволюция представления о джентльменстве в английском обществе
Французский писатель Андре Моруа, знаток Англии, сказал, что: "Джентльмен, настоящий джентльмен, — это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих". В этой шутке есть большая доля истины. Действительно, трудно найти другой такой пример, как образ джентльмена, влияние которого ра ...