Новое в педагогике » Научно-методический анализ темы "Основы термодинамики" в курсе физики средней общеобразовательной школы » Методические разработки по теме «Основы термодинамики»

Методические разработки по теме «Основы термодинамики»

Страница 2

Компьютер, проектор мультимедийный – для учителя;

Ноутбуки с OMS – плеером -4 шт – для учащихся

Содержание:

Актуализация знаний:

Что называют изопроцессом?

Что называют изотермическим процессом?

Что называют изохорным процессом?

Что называют изобарным процессом?

Формула изменения внутренней энергии газа

Формула работы для газа

Первый закон термодинамики

Изучение нового:

Работу построим следующим образом: разделимся на 4 группы, каждая группа изучает один из процессов и рассматривает закон термодинамики применимо к этому процессу.

1 группа – адиабатный

2 группа – изотермический

3 группа – изохорный

4 группа – изобарный

Изопроцесс

Постоянный параметр

Переменные параметры

Математическая запись закона

1 закон термодинамики

Теплоемкость

Изотермический

Т

p, V

pV = const

Q=A

Изобарный

P

T, V

V/T= const

Q= ΔU+A

A= ΔU+Q

Изохорный

V

p, T

p/T= const

ΔU=Q

Адиабатный

Q=0

P,V

ΔU=A

Обратите внимание, адиабата идет обязательно круче изотермы. Ведь при адиабатном процессе давление газа уменьшается не только за счет увеличения объема, как при изотермическом, но и за счет его температуры.

Если нагревать тело при постоянном давлении, то оно будет расширяться и совершать работу. Для нагревания тела на 1 К при постоянном давлении ему нужно передать большее количество теплоты, чем при таком же нагревании при постоянном объеме.

Как же определить количество теплоты, получаемое телом при нагревании или отданное при охлаждении?

Из 8 класса известно, сто Q=cmΔT, где с – удельная теплоемкость вещества. Теплоемкость зависит не только от свойств вещества, но и от процесса, при котором осуществляется теплопередача.

Теплоемкость газа при постоянном объеме

Найдем молярную теплоемкость газа при постоянном объеме. Согласно определению теплоемкости , где ΔT — изменение температуры. Если процесс происходит при постоянном объеме, то эту теплоемкость обозначим через Cv. Тогда QV = CVΔT.

При постоянном объеме работа не совершается. Поэтому первый закон термодинамики запишется так: CVΔT = ΔU.

Изменение энергии одного моля достаточно разреженного (идеального) одноатомного газа равно . Следовательно, молярная теплоемкость при постоянном объеме одноатомного газа равна .

Теплоемкость газа при постоянном давлении

Согласно определению теплоемкости при постоянном давлении Ср Qp = СрΔТ.

Работа, которую совершит 1 моль идеального газа, расширяющегося при постоянном давлении, равна A' = RΔT.

Это следует из выражения для работы газа при постоянном давлении А' = pΔV и уравнения состояния (для одного моля) идеального газа. pV = RT.

Внутренняя энергия идеального газа от объема не зависит. Поэтому и при постоянном давлении изменение внутренней энергии ΔU = CVΔT, как и при постоянном объеме. Применяя первый закон термодинамики, получим СрΔТ = CVΔT + RΔT.

Следовательно, молярные теплоемкости идеального газа связаны соотношением Cp = Cy + R.

Впервые эта формула была получена Р. Майером и носит его имя.

В случае идеального одноатомного газа

Теплоемкость идеального газа при изотермическом процессе

Можно формально ввести понятие теплоемкости и при изотермическом процессе. Так как при этом процессе внутренняя энергия идеального газа не меняется, какое бы количество теплоты ему ни было передано, то теплоемкость бесконечна.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Внеклассное чтение
Работа с книгой связана со всеми формами учебно-педагогического процесса. Чтение особенно ярко выявляет индивидуальные склонности и интересы и требует работы учителя с отдельными учащимися. Организация внеклассного чтения включает в себя следующие этапы: - подбор и изучение научно-популярной литера ...

Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...

Пути формирования познавательного интереса у учащихся и развитие их творческих способностей
Существует множество различных методов формирования интереса учащихся к учебному предмету. Одним из методов является организация межпредметных связей на уроке. Этот метод имеет двухстороннюю направленность. С одной стороны, учащиеся, интересующиеся физикой, должны проявлять интерес и к другим предм ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru