Серия картинок "Что такое хорошо, что такое плохо" предназначена для занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в детском саду. Цель занятий - дать детям соответственно их возрасту знания о правильной осанке. На рисунках изображены 6 положительных и 6 отрицательных моментов поведения, влияющих на формирование осанки. Показывать картинки следует попарно (1 - 2, 3-4 и т.д.) Серия может быть использована при проведении бесед, организации игр, на занятиях по родному языку. С помощью картинок можно проверить знания детей, давая им специальные задания. Например, сравнить картинки и выбрать правильную, или дать ответ на поставленный вопрос и подобрать соответственную картинку.
Изучив литературу по теме "Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков правильной осанки", можно сказать, что правильную осанку характеризуют хорошо выраженные физиологические изгибы позвоночника, параллельно и симметрично расположенные лопатки, развернутые плечи, прямые ноги.
Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клеткой, Увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.
При лордической осанке у детей шейный изгиб нормален, а поясничный - превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.
Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен. Нередко встречается асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковое искривление позвоночника.
Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время Сколиоз определяют как заболевание характеризующееся не только искривлением позвоночника, но и перекручиванием позвонков вокруг оси.
На формирование осанки влияют факторы внешней среды, перенесенные в раннем детстве заболевания (рахит, инфекции), гипотрофия, избыточное отложение жира, неправильное питание, условия, в которых ребенок развивается. Особое значение имеет процесс развития двигательных навыков.
Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков правильной осанки включает в себя организацию рабочего места, как в детском учреждении, так и дома, контроль за позой ребенка во время занятий и свободной деятельности. Рационально организованное рабочее место обеспечивает расслабление и отдых многих мышечных групп.
В ряду с профилактических и лечебных мероприятий в борьбе с нарушениями осанки у детей огромная роль принадлежит целенаправленным систематическим занятиям физическими упражнениям. Методически правильно проводимые бег, ходьба, лазание и т.д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы плечевого пояса, спины, живота. Целесообразно применять ряд специальных упражнений корригирующего характера. Такие упражнения рекомендуется включать в физкультурные занятия, в утреннюю гимнастику и использовать в спортивных играх. При необходимости для коррекции осанки применяется массаж, который усиливает лечебный и корригирующий эффект.
В условиях детского сада используется так же наглядный метод воспитания и закрепления навыков правильной осанки. Для этого используются специальные картинки с изображением правильных и неправильных поз и действий детей. На занятиях по запросу воспитателя дети выбирают ту или иную картинку, что так же способствует закреплению представлений о правильной осанке человека.
Мероприятия, направленные на формирование у детей навыков правильной осанки, необходимо проводить в тесном контакте с родителями детей.
Смотрите также::
Методика использования подвижных игр в детском саду
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных предметов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Опыт Н.Н. Кальпио, Н.Г. Кожевниковой, В.И. Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета ...
Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...
Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности
пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...