Настоящее время характеризуется усилением внимания к гуманитарному потенциалу математического образования. Это связано с тенденцией мирового образовательного процесса по приобщению учащихся к духовной культуре, развитию их творческой деятельности, самостоятельному открытию новых знаний. Одним из условий эффективного решения этой проблемы является построение процесса обучения на основе принципа историзма, который в существующей практике обучения реализован достаточно слабо. Это, в первую очередь, обусловлено отсутствием целенаправленной подготовки будущих учителей математики в данном направлении.
Для осуществления процесса обучения историко-математических позиций учитель математики должен:
а) понимать сущность принципа историзма и соответствующего ему историко-генетического метода обучения, возможности его реализации;
б) осознавать, какими историко-математическими знаниями и методическими умениями ему необходимо владеть;
в) обладать сформированной системой методических умений по работе с историко-математическим материалом.
Данные положения представляют в самом обобщенном виде направления программы подготовки будущего учителя математики и реализации на практике принципа историзма.
В докладе А.И. Маркушевич «О повышении идейно-теоретического уровня преподавания математики в средней школе» говорил о том, что «…в процессе преподавания математики, на ее роль в системе наук, на ее применение в технике. В связи с этим следует уделять достаточное внимание сообщению сведений по истории математики, разъясняя в особенности значение и роль выдающихся математиков»
В 70-х годах в работах Б.В. Гнеденко и Н.Я. Виленкина много внимания уделялось использованию исторических сведений в воспитании учащихся. Они считали, что улучшению преподавания математики будет способствовать хорошее знакомство учителя с историей развития арифметики, геометрии, алгебры и математического анализа. Обеспечить овладение научными знаниями школьниками возможно при использовании научного принципа историзма, который позволяет сформулировать принципы отбора самого существенного в основах современной математики и в ее развитии.
Работа, связанная с поиском, изучением и отбором, адаптацией историко-математического материала, моделированием на этой основе учебного процесса, достаточно разнообразна по содержанию, сложности и творчеству. Для конструирования курса математики необходимо:
Во-первых, поиск, отбор первоисточников и историко-математической литературы, в которых представлены история становления и развития математической теорий, терминологии по той или иной теме школьного курса математики, по тому или иному методу (приему, способу) решения задач. Для этого предлагаются задания:
· из списка выбрать источники, в которых представлен материал по истории становления определенного раздела математики;
· осуществите подбор литературы по истории развития определенной математической теории в указанный временной период;
· провести подбор учебно-методической литературы, в которой раскрыты возможности использования элементов истории математики при изучении определенной темы школьного курса математики.
Во-вторых, детальное изучение найденной литературы, анализ, структурирование материала, представленного в ней. Для этого предлагается:
Смотрите также::
Использование традиций костюма русских крестьян
Южного Алтая на уроках технологии
В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, ...
Творческий замысел
Мой проект задумывался как интерактивная игра для детей. В жанровом отношении это квест. Квест (англ. quest — поиски) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор котор ...
Своеобразие и виды уроков изобразительного
искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс ...