При изучении психолого-педагогических характеристик школьников, мы обнаружили, что почти у всех детей в семье сложилась неблагоприятная социальная ситуация, наблюдаются нарушения детско-родительских отношений и взаимоотношений со сверстниками.
С помощью рисуночного теста С.Розенцвейга и проективной методики-теста «Рука» мы смогли определить уровень развития агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта. В соответствии с уровнем развития агрессивности коррекционная работа должна быть для каждой группы различной по глубине, интенсивности и длительности (таблица 19).
Таблица 19
Приоритетное направление в коррекционной работе с учащимися с различным уровнем развития агрессивности
|
Группы учащихся с различным уровнем развития агрессивности |
Характеристика учащихся данной группы |
Приоритетное направление в коррекционной работе |
|
Учащиеся со средним уровнем агрессивности. |
Дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя |
Воспитание уверенности в себе. |
|
Учащиеся с высоким уровнем агрессивности |
Для этих детей характерна открытая враждебность к взрослым и сверстникам, которая проявляется в асоциальном поведении. В то же время такие учащиеся проявляют беспокойство о том, любят ли их взрослые, испытывают тревогу за принятие себя другими детьми. |
Лечебное воздействие, направленное на снижение эмоционального напряжения; формирование у детей моральных представлений; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; коррекция эмоциональной сферы ребенка; коррекция поведения; обучение ауторелаксации. |
|
Учащиеся с низким уровнем агрессивности |
Детей данной группы отличает конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. |
Лечебное воздействие (общеукрепляющая терапия); воспитание «бойцовских» качеств, приобщение детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятельность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. |
Проведенный анализ данных, полученных с помощью диагностических методик, показал, что на развитие агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта могут оказывать влияние факторы как биологического, так и социального происхождения. Биологическими предпосылками агрессивности у умственно отсталых детей могут стать особенности развития нервной системы: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам, неумение сдерживать себя. Стойкое снижение познавательной деятельности детей, обусловленное органическим поражением головного мозга, также повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении детей.
Однако влияние биологических факторов на развитие агрессивности опосредовано отношениями ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Смотрите также::
Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...
Рекомендации педагогам по использованию занимательного материала с детьми
разных возрастных групп
Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки ...
Урок систематизации и
обобщения знаний. Нетрадиционный урок по теме «Основы термодинамики»
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Основы МКТ», используя их творческий потенциал; развитие учебно-познавательных потребностей учащихся при обучении физике. Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры. Эпиграф к уроку: « .Может собственных Платонов И быстрых разумом Невтоно ...