На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Описание прическа повседневная на сайте.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях в различных жизненных ситуациях.
И.В. Гребеников перечисляет методы и формы, используемые в экологическом воспитании дошкольников:
-занятия;
-беседы;
-наблюдения;
-экологические экскурсии, походы, целевые прогулки;
-КВН, викторина, «Поле Чудес»;
-экологические акции (природоохранные);
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-экологические выставки;
-экологические праздники;
- игры экологического содержания (дидактические, имитационные, соревновательные, игры- путешествия и т.д.);
-практическая деятельность детей;
-моделирующая деятельность (календарь наблюдений, модель экосистемы леса, модель защитной окраски животного и т.д.).
В Концепции дошкольного воспитания сказано, что дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и окружающим людям, формируются представления об экологической культуре .
Сегодня структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации определяют Федеральные государственные требования (ФГТ). В соответствии с ФГТ содержание дошкольного образования включает в себя следующие направления развития детей:
• физическое;
• социально-личностное;
• познавательно-речевое;
• художественно-эстетическое.
Экология входит в три образовательные области:
1. Познание;
2. Безопасность;
3. Труд.
К основным направлениям ФГТ, направленным на экологическое образование дошкольника относятся:
1. Образовательная деятельность
2. Образование в режимных моментах
3. Самостоятельная деятельность
4. Взаимодействие с родителями.
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было ещё сравнительно недавно.
В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить её из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.
Программа «Детство» (составлена коллективом кафедры дошкольной педагогики РПГУ им. А.И. Герцена) в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший, средний и старший, состоит из 3 частей.
По мнению разработчиков программы, задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического потенциала. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими, значимыми для его развития, сферами жизни. Накопленный ребёнком, под руководством умного взрослого, ценный опыт познания, деятельности, творчества, постижение им всех возможностей самопознания – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Смотрите также::
Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс (ПМК) - комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (курса) или его темы. Программно-методический комплекс – дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система ...
Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...
Использование традиций костюма русских крестьян
Южного Алтая на уроках технологии
В качестве базисной основы содержания трудового обучения в начальных классах средних школ взято ознакомление с декоративно-прикладным творчеством своего народа. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, ...