Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в сводной таблице.
Ошибки чтения:
· неправильное прочтение окончания независимого слова;
· замена слов по смыслу;
· неправильная постановка ударения;
· замена целых слов по оптическому сходству;
· реверсии слов (прочтение целого слова справа налево);
· нарушение правил орфоэпического чтения;
· смещения и замены;
· непродуктивные повторы;
· количество потерь строки при чтении;
· количество повторов строки при чтении;
· смена направления чтения (справа налево)
1. Определение скорости чтения.
Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется от начала текста, не включая его название. Определение скорости чтения у каждого школьника осуществляется путем подсчета количества знаков (букв) воспроизведенных за одну минуту при прочтении текста.
Оценка скорости происходит в процессе обследования чтения, результат заносится в сводную таблицу.
Оценка:
5 баллов – больше 45 слов; 4 балла – 35 – 45 слов; 3 балла – 25 – 34 слова; 2 балла – меньше 25 слов; 1 балл – меньше 20 слов.
2. Определение осознанности прочитанного.
Для оценки понимания прочитанного предлагаются следующие варианты заданий:
а). Пересказать прочитанное.
б). Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных.
в). Ответить на вопросы.
Анализируя данные полученные в результате обследования сформированности познавательных процессов, мы выявили, что произвольная память у трех учащихся находится выше среднего уровня, у одного школьника на среднем уровне и у двух мальчиков ниже среднего.
Развитие непроизвольной памяти у трех детей на низком уровне, а у трех учеников на среднем.
Уровень сформированности мышления так же оказался на достаточно низком уровне у четырех из обследуемых школьников и только у двух детей на среднем уровне.
Внимание, как и другие познавательные процессы, недостаточно развито, а именно: средний уровень у двух детей (Кирилл Ч. и Аня З.), низком уровне тоже двое детей (Настя Т. и Саша П.), а у Максима К. и Андрея П. уровень внимания оказался очень низким.
Изучение результатов обследования внимания, мышления и памяти мы отобразили гистограммах .
Анализ сформированности процесса чтения детей показал следующее (см. Таблица 1).
Качественный анализ таблицы 1 указывает, что из 6 обследуемых детей были выявлены школьники с разными показателями по способам чтения (от буквенного чтения до чтения целыми словами).
Так, в частности, 1 ребенок от общей выборки обследованных владеет плавным чтением словосочетаниями и словами, 1 младший школьник читает в основном целыми словами, и лишь отдельные слова по слогам, 2-е участников эксперимента читают по слогам, однослоговые слова целым словом и 2 ученика читают отрывисто слогами, часто повторяя прочитанное для того, чтобы понять смысл, чтение часто сопровождалось комментариями.
Таблица 1. Показатели способов чтения детей
Фамилия Имя учащегося |
Способы чтения | |||
Плавное чтение словосочетаниями и словами |
Плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния |
Плавное чтение слогами и слияниями |
отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, отказ от чтения. | |
Саша П. |
+ | |||
Кирилл Ч. |
+ | |||
Настя Т. |
+ | |||
Андрей П. |
+ | |||
Аня З. |
+ | |||
Максим К. |
+ |
При чтении Максим К. повторял слоги (го – лу – б – го – луб – ка), звуки (ру – чи – чь – ю – ручью), пропуская окончания, заменяя слова, добавляя звуки. Понимание сложных слов, таких как захлестнула, захлопнуть, вспорхнула, бывало затруднено.
У Андрея П. наблюдалось побуквенное чтение, затруднено слияние звуков в слоге, замена букв, имеющих одинаковые элементы (вместо П читал Н или Т, вместо Ш – Щ), замены звуков, сходных акустически и артикулярно (Б – П, С – Ш, Ж – Ш), замены звуков связанных с неправильным произношением отдельных звуков (вместо Р – Й, Л – В). Как следствие этого – нарушение понимания смысла прочитанного.
Смотрите также::
Цели образования
Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний. В истории дидактических учений имеет ...
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного
возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...
Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и
профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических. По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий. Таблица 2 Список терминальных ценностей 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4 А ...