В практической части моей курсовой работы я объединила теоретические сведения, рассматриваемые в психолго-педагогической литературе, с разработанными схемами учителей-практиков и предлагаю алгоритм формирования навыков устного выступления с последующим анализом и самоанализом.
Риторика – древнейшая наука. Риторике учили в школе специально, учили говорить в зависимости от целей общения: сообщать, объяснять, информировать, убеждать, призывать и так далее. При этом каждого учили говорить так, чтобы он добивался своей цели.
В учебнике «Детская риторика. 3 класс» выделен специальный раздел «Подготовленная речь», приёмы подготовки. Цель работы: «если ты хорошо заранее подумаешь, то о чём будешь говорить, подготовишься, то можно надеяться на успех». В учебнике названы приёмы подготовки устного выступления (но не сказано, как это делается), которые могут быть соотнесены с этапами подготовки устной речи:
|
Риторика |
Детская литература. 3 класс |
|
Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Отработка навыков. Изучение литературы. Осмысление прочитанного. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции. |
Подумай, о чём будешь говорить. С какой целью ты будешь говорить? Запиши ключевые слова. Составь схему. Составь план. Что главное ты хочешь сказать? Выучи наизусть. Прорепетируй выступление. |
Умение учащихся готовиться к устному выступлению опирается на следующие знания: текст, этапы подготовки устной речи.
В соответствии с этим подобраны задания для учащихся.
I. При подготовке устного выступления учителю необходимо научить детей соотносить виды заданий с компонентами текста.
|
Компоненты текста |
Виды заданий |
|
Тема (о чём или о ком в тексте говорится). Заголовок. Основная мысль (к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан) |
Определи тему текста (рисунка). Продумай название. Определи основную мысль будущего описания (повествования, рассуждения). |
Задания:
Ты готовишь описание рисунка. О чём, что ты будешь говорить?
Подготовь отзыв о прочитанной книге, запиши ответы на вопросы. Прорепетируй и выступи перед классом.
План.
Кому ты будешь говорить7
С какой целью?
О чём?
Что главное ты хочешь сказать?
Формирование навыков устного выступления опирается на знание типов текста (описание, повествование, рассуждение).
Учителя начальных классов предлагают схемы, на которых показаны структура текста, план и слова, которые необходимы для составления текста.
Текст-повествование.
Смотрите также::
Понятие эмоциональной сферы человека
Многие авторы рассматривали вопрос классификации эмоциональных переживаний в целом, эмоциональных процессов и состояний (В.К. Вимонок, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) Учитывая эти подходы, мы считаем, что среди эмоциональных явлений можно выделить аффекты, собственно эмоции, настроение, эмоци ...
Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...
Методологические и методические основы разработки программно-методического
комплекса как дидактического средства
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элеме ...