Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся

Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся

Страница 1

В практической части моей курсовой работы я объединила теоретические сведения, рассматриваемые в психолго-педагогической литературе, с разработанными схемами учителей-практиков и предлагаю алгоритм формирования навыков устного выступления с последующим анализом и самоанализом.

Риторика – древнейшая наука. Риторике учили в школе специально, учили говорить в зависимости от целей общения: сообщать, объяснять, информировать, убеждать, призывать и так далее. При этом каждого учили говорить так, чтобы он добивался своей цели.

В учебнике «Детская риторика. 3 класс» выделен специальный раздел «Подготовленная речь», приёмы подготовки. Цель работы: «если ты хорошо заранее подумаешь, то о чём будешь говорить, подготовишься, то можно надеяться на успех». В учебнике названы приёмы подготовки устного выступления (но не сказано, как это делается), которые могут быть соотнесены с этапами подготовки устной речи:

Риторика

Детская литература. 3 класс

Определение темы.

Название темы.

Формулировка цели.

Подбор материалов.

Отработка навыков.

Изучение литературы.

Осмысление прочитанного.

Записи прочитанного.

Выработка собственной позиции.

Подумай, о чём будешь говорить.

С какой целью ты будешь говорить?

Запиши ключевые слова.

Составь схему.

Составь план.

Что главное ты хочешь сказать?

Выучи наизусть.

Прорепетируй выступление.

Умение учащихся готовиться к устному выступлению опирается на следующие знания: текст, этапы подготовки устной речи.

В соответствии с этим подобраны задания для учащихся.

I. При подготовке устного выступления учителю необходимо научить детей соотносить виды заданий с компонентами текста.

Компоненты текста

Виды заданий

Тема (о чём или о ком в тексте говорится).

Заголовок.

Основная мысль (к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан)

Определи тему текста (рисунка).

Продумай название.

Определи основную мысль будущего описания (повествования, рассуждения).

Задания:

Ты готовишь описание рисунка. О чём, что ты будешь говорить?

Подготовь отзыв о прочитанной книге, запиши ответы на вопросы. Прорепетируй и выступи перед классом.

План.

Кому ты будешь говорить7

С какой целью?

О чём?

Что главное ты хочешь сказать?

Формирование навыков устного выступления опирается на знание типов текста (описание, повествование, рассуждение).

Учителя начальных классов предлагают схемы, на которых показаны структура текста, план и слова, которые необходимы для составления текста.

Текст-повествование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Смотрите также::

Понятие и сущность обучения
Что такое обучение? Определение процесса обучения Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется»; оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются ...

Методы обучения математике
Общие и специальные методы В дидактической литературе встречаются различные определения понятия "метод обучения". Будем исходить из достаточно широко распространенного представления о методах обучения как об упорядоченных способах взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направлен ...

Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения сл ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru