Новое в педагогике » Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования » Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников

Страница 3

Исследуя уровень межличностных отношений младших школьников, нами было выявлено, что высокий уровень составляет – 17 %, средний уровень – 43 %, низкий уровень – 40 %. Подобные показатели выявили ряд проблем у младших школьников, связанных с умением строить дружественные отношения, включаться в коллективные формы деятельности, решать общие дела и выполнять общие социально-значимые задания (гистограмма 2).

Рис. 2 Уровень сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения

Для отслеживания третьего критерия (мотивационного) – уровня сформированности социальной приспособленности первоклассников. Нами использовались следующие методики: методика Рене Жиля (выявление социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений); тест Розенцвейга (см. приложение 5) (исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности).

Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне – 28 % учащихся, на среднем уровне – 47 %, на низком уровне – 25 % (гистограмма 3).

Рис. 3 Уровень сформированности социальной приспособленности первоклассников

Таким образом, результаты констатирующего среза вышеуказанных критериев показали, что учащиеся первого класса показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей.

После проведенной нами работы по развитию коммуникативных способностей младших школьников в процессе обучения нами был сделан контрольный срез уровня сформированности коммуникативных способностей, умений, навыков младших школьников с помощью методики "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", методики выявления межличностных отношений "Выбор действия", теста Рене Жиля.

Таким образом, результаты контрольного среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится – 35 % учащихся, на среднем – 54 % учащихся, на низком – 11 % школьников.

Результаты уровня межличностных отношений первоклассников: высокий уровень составляет – 24 %, средний уровень – 56 %, низкий уровень – 20 %. Результаты исследования социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста оказались следующими: на высоком уровне – 33 % учащихся, на среднем уровне – 47 %, на низком уровне – 20 %.

Проведенная нами диагностическая работа по вышеуказанным критериям показала динамику развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования, однако некоторые из них оказались достаточно противоречивые, поскольку у первоклассников система осознанного отношения к окружающим и к самому себе только начинала складываться. У них только начинали формироваться элементы основ коммуникации. Это проявлялось в своеобразии морального усвоения мира. Моральные переживания возникали раньше, чем моральные понятия. Поэтому отношение к коллективу, учителю, родителям и к самому себе носило не адекватную оценку.

Динамика развития коммуникативных способностей первоклассников

Рис. 1 Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных знаний первоклассников

1 критерий – когнитивный (знания учащихся)

2 критерий – коммуникативный (умения учащихся)

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Согласно опросу игровые технологии наиболее предпочитаемы в использовании на уроках математики, как среди учителей, так и среди учащихся-практикантов. По их мнению, игра одна из педагогических инноваций, использование которой способствует лучшему усвоению материала и всестороннему развитию личности ...

Задачи оздоровительной направленности
охранять и укреплять здоровье детей; учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой; формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности; учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды. Задачи образовательной направленн ...

Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru