Опираясь на научно-исследовательский опыт, согласно которому в педагогических исследованиях наиболее оптимальным является распределение достигнутых результатов по трем уровням: высокий, средний и низкий. Обосновать правомерность предлагаемых уровней можно следующими положениями.
В личности младших школьников, находящихся на высоком уровне развития коммуникативных способностей, проявляются следующие аспекты: учащиеся общаются со сверстниками и взрослыми, сопровождая речь жестами, мимикой; такие школьники хорошо представляют социальные ситуации, в которых можно разговаривать на деловом, игровом уровнях; отношения таких учеников со сверстниками строятся легко, проявляются их лидерские качества; в школьной среде ведут себя естественно, из конфликтных и сложных ситуаций выходят самостоятельно.
Младшие школьники со средним уровнем сформированности коммуникативных способностей в процессе образования имеют какое-то представление о том, чем отличается общение со взрослыми от общения со сверстниками, но не всегда придерживаются субординации; в коллективе одноклассников ведут себя приемлемо, но иногда вступают в споры и конфликты самостоятельно с которыми справляются не всегда;
Для младших школьников, у которых коммуникативные способности в процессе образования на низком уровне, характерна следующая позиция: учащиеся даже не задумываются о том, что общение со сверстниками и взрослыми должно различаться, жесты, мимика и интонация не всегда соответствуют сказанному. Дети с трудом находят или не находят вообще общий язык с некоторыми из одноклассников, что приводит к образованию конфликтов, которые без помощи взрослых не решаются.
Для раскрытия первого критерия (когнитивного) – уровень сформированности у первоклассников коммуникативных знаний, нами использовался тест – опросник для родителей "Оценка коммуникативных способностей младших школьников", который включал в себя перечень следующих вопросов:
постоянно прерывает меня во время беседы;
никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня ;
постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;
переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;
не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;
всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;
выслушав меня, задает интересующие его вопросы;
когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;
если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;
вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;
Таким образом, результаты начального среза уровня сформированности коммуникативных способностей первоклассников показали, что на высоком уровне находится – 19 % учащихся, на среднем – 58 % учащихся, низком уровне – 23 % школьников (гистограмма 1)
Рис. 1 Уровень сформированности коммуникативных знаний первоклассников
Для отслеживания второго критерия (деятельностного) – уровня сформированности коммуникативных умений первоклассников в сфере межличностного общения, нами использовались следующие методики: тестовая методика самоотношения "Какой Я" (см. приложение 2), методика выявления межличностных отношений "Выбор действия" (см. приложение 3), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) (см. приложение 4), авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин и др., позволяющие "проживать" различные ситуации, определяя свои потребности к лидерству, к поддержке, к сотворчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою точку зрения.
Результаты констатирующего эксперимента позволили получить достоверную картину самооценки младших школьников. Выявились уровни самооценки воспитанников: заниженная, завышенная, адекватная. Адекватная самооценка составляла – 42 %, заниженная – 23 %, завышенная – 35 %, что послужило нам сигналом о том, что школьникам необходимо дать возможность проявить себя в деятельности – предложить выполнение игровых ролей, которые помогут побороть неуверенность в себе, в собственных силах.
Смотрите также::
Введение понятия прямоугольного треугольника
Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки – сторонами. На рисунке 1 мы видим треугольник с вершинами A, B, C и сторонами AB, AC, CB. Треугольник обозн ...
Формирование умения содержательной оценки у учеников
В процессе формирования умения содержательной оценки у школьников мы различаем 3 основных линии: оценочная деятельность самого педагога (коррекция и стимулирование учебно-познавательной деятельности школьника, выражение положительного отношения к нему, веры в его возможности). Поначалу ребенок, пос ...
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего
детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...