Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 1

Во время работы в школе я обратила внимание на то, что дети не умеют строить речь логически и композиционно верно.

Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но оно по себе немного стоит, если не опирается на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими приёмами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Логика – совокупность наук о законах и формах мышления.

Эффективность. Действенность любой речи достигается, прежде всего, её содержательностью. Также суть выступления должна быть изложена в определённой последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу. А главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов. Приступая к подготовке выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемой: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать её более ясной, каким образом расположить материал речи, как использовать имеющиеся факты и аргументы. Это называется «логическая организация речи». Именно здесь закладывается во многом успех речи. И поэтому такую важную роль играет логическая культура оратора. Под этим понятием подразумеваются такие проявившиеся в речи качества мышления оратора как:

- способность определённо изложить содержание основных идей;

- последовательность перехода от одной мысли к другой;

- непротиворечивость в рассуждении;

- доказательное изложение материала.

Эти качества обеспечивают такие законы логики:

тождества;

противоречия;

исключённого третьего;

достаточного основания.

О законах логики подробнее говорится в Приложении 1.

Чтобы выступление построить логически правильно, оратору недостаточно знать только законы логики. Он должен знать, какие требования предъявляются к логике устной речи, которые помогут в процессе построения речи.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность.

Некоторые авторы работ по риторике считают, что для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому. Содержательная схема речи. План предусматривает полноту и ясность содержания. Основное требование – логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия. Деление понятия должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отражённым в формулировке темы выступления. Деление необходимо производить по одному основанию с тем, чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определёнными целями. Деление также должно быть непрерывным, то есть нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки к выступлению план уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезис, план-конспект, план-сценарий, по которому и проходит выступление.

Н.А.Михайловская говорит, что одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением – композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана – внутренней структуры речи (что из чего вытекает) – композиция выступления – это реально-речевая внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию, рациональных и эмоциональных моментов. То есть композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Детское эстрадное творчество
С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел,. Первые мероприятия эт ...

Возрастные особенности подростков и виктимизация
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормальног ...

Формирование самостоятельной деятельности учащихся
Формирование самостоятельной деятельности учащихся проходит несколько уровней. Следовательно, описание предложенной выше модели надо вести на каждом конкретном уровне отдельно. В педагогической литературе выделяются четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru