Приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису.
При выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве.
Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Не подменять аргументы своим мнением.
Избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «Гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи.
При выборе основного метода демонстрации (дедуктивной, индуктивной, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенностей конкретной аудитории, к которой обращена речь.
Помнить, что «аксиомы усваиваются хуже теорем».
Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого следует помнить:
заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определённому убеждению и конкретному действию;
оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;
следует избегать традиционных приёмов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;
итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;
концовка выступления должна создать соответствующее настроение.
Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.
Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи её цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме, помещённой в Приложении 3.
В центре композиции находится тезис (положение, кратко излагающее одну из основных мыслей выступления), с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи. Это правило сформулировал М. Сперанский: «Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сиё и установит их в сём положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии».
Таким образом, логический критерий требует соблюдения законов тождества противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Этот критерий связан с первыми двумя, так как логичность речи обеспечивает её соответствие действительности, её информативность. Последовательность способствует пониманию замысла автора. Логические ошибки несовместимы с понятием «культура речи» или «хорошая речь».
В программе начальной школы предусмотрено использование терминов «логика» и «композиция».
Смотрите также::
Организация интегрированного обучения и воспитания детей с РДА
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение дете ...
Виды коммуникативных игр
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной комм ...
Воображение и творчество
Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной ...