Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 3

Приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису.

При выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве.

Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Не подменять аргументы своим мнением.

Избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «Гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи.

При выборе основного метода демонстрации (дедуктивной, индуктивной, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенностей конкретной аудитории, к которой обращена речь.

Помнить, что «аксиомы усваиваются хуже теорем».

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого следует помнить:

заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определённому убеждению и конкретному действию;

оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

следует избегать традиционных приёмов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;

итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи её цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме, помещённой в Приложении 3.

В центре композиции находится тезис (положение, кратко излагающее одну из основных мыслей выступления), с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи. Это правило сформулировал М. Сперанский: «Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сиё и установит их в сём положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии».

Таким образом, логический критерий требует соблюдения законов тождества противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Этот критерий связан с первыми двумя, так как логичность речи обеспечивает её соответствие действительности, её информативность. Последовательность способствует пониманию замысла автора. Логические ошибки несовместимы с понятием «культура речи» или «хорошая речь».

В программе начальной школы предусмотрено использование терминов «логика» и «композиция».

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Опыт работы по формированию коллективизма у школьников
Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблем ...

Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает ...

Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. Цель: определить, умеет ли ребёнок определять ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru