Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 3

Приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису.

При выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве.

Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Не подменять аргументы своим мнением.

Избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «Гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи.

При выборе основного метода демонстрации (дедуктивной, индуктивной, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенностей конкретной аудитории, к которой обращена речь.

Помнить, что «аксиомы усваиваются хуже теорем».

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого следует помнить:

заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определённому убеждению и конкретному действию;

оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

следует избегать традиционных приёмов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;

итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи её цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме, помещённой в Приложении 3.

В центре композиции находится тезис (положение, кратко излагающее одну из основных мыслей выступления), с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи. Это правило сформулировал М. Сперанский: «Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сиё и установит их в сём положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии».

Таким образом, логический критерий требует соблюдения законов тождества противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Этот критерий связан с первыми двумя, так как логичность речи обеспечивает её соответствие действительности, её информативность. Последовательность способствует пониманию замысла автора. Логические ошибки несовместимы с понятием «культура речи» или «хорошая речь».

В программе начальной школы предусмотрено использование терминов «логика» и «композиция».

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...

Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учит ...

Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru