Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 2

Композиция – это мотивированное расположение частей, крупных и мелких. В чём её отличие от плана? План предусматривает полноту и ясность содержания, композиция же, опираясь на план, допускает перестановки частей, введение дополнительных эпизодов, картин, лирических отступлений и прочее.

Композиция, в отличие от плана, гораздо более связана с эмоциями, подсознанием, чем с логикой и последовательностью изложения материала.

В классической модели элементы композиции – это:

вступление,

определение предмета,

изложение,

подтверждение,

опровержение,

заключение.

С точки зрения логики, и особенно с позиции психологии восприятия, очень важными являются первый и последний элементы, то есть начало и конец речи.

Для того чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная подготовка, вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи.

Заключение же должно закреплять мысль, связывать начало и конец речи, подытожить сказанное.

Речь должна быть стройной и пропорциональной, по объёму начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения различных композиционных речей публичной речи в образной афористической форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, - у неё должно быть тело с головой, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Схема, на которой показаны основные части публичной речи и их целевые установки, помещена в Приложении 2. Михайловская Н.А. так описывает схему.

Главная задача выступления – расположить слушателя к себе, настроить его на восприятие речи. М.В. Ломоносов считал, что «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали».

Основные приёмы, используемые при вступлении: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы аудитории, юмористические замечания и другое.

Чтобы вступление было ярким и выразительным, к нему предъявляются определённые требования:

Вступление должно быть предметом особого внимания оратора.

Следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления.

Стиль должен быть доступным.

Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части.

Опытные ораторы готовят вступление в последнюю очередь, когда речь уже подготовлена.

Вступление бывает трёх видов: простое ( когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничиваясь лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развёрнутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях преодолеть её нежелание слушать); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).

Главная часть речи, то есть развёртывание темы, обычно включает в себя следующие элементы:

изложение,

аргументация,

опровержение.

Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить и доказать свою точку зрения (если необходимо опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить её к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи. К главной части, как и к вступлению, риторика предъявляет свои требования:

Как можно раньше и точнее сформулировать тезис – главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено всё выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методические рекомендации к изучению темы «Прямоугольный треугольник»
Введение прямоугольного треугольника, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников Назначение параграфа – дать методические рекомендации к изучению «Прямоугольного треугольника», таких тем как введение прямоугольного треугольника, некоторые свойства прямоугольных треугольников, признак ...

Сценическое действие эстрадного искусства
По мере своего развития театр сформировался как вид искусства, отображающего действительность в динамических и протяженных формах самой жизни, а концертное исполнительство осталось в основном искусством рассказа (словесного, музыкального, пластического) об отдельных ее моментах. Для создания наибол ...

Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru