Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи.
Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания.
Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.
Программа обследования грамматического строя речи
I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)
Повторение предложений.
Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)
3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.
Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением.
Составление предложений из слов в начальной форме.
Верификация предложений.
Дополнение предложения предлогами.
8. Завершение союзного предложения словосочетанием.
9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.
II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)
Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.
Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.
Родительный падеж с предлогами для обозначения места.
Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.
5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.
Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.
Винительный падеж с предлогами для обозначения места.
Творительный падеж для обозначения орудийности.
Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.
III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
Изменение числа глагола.
Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением. Составление словосочетаний. Составление предложений.
V. Согласование имени существительного и числительного. Именительный падеж. Родительный падеж.
I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)
1. Повторение предложений.
Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1–2 раза.
Инструкция: «Повтори за логопедом»
В саду было много красных яблок.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Критерии оценки за грамматическое структурирование всех заданий: 4 балла – правильное выполнение; 3 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения; 1 балл – грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов, 0 баллов – отказ от выполнения.
2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».
Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко.
3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».
Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).
4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.)
Материал: сюжетные картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».
Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
Смотрите также::
Государственные, отраслевые стандарты образования и
стандарты ВУЗ
Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение новую редакцию закона Украины "О высшем образовании". Законопроект подготовлен с целью приведения законодательства Украины в сфере высшего образования к требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоеди ...
Программа обучения лепке в детском саду
Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавл ...
Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего
детского аутизма»
Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение ...