Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи.
Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
просодия складывается из нескольких компонентов: частоты основного тона голоса (мелодики), интенсивности (фразового ударения), длительности (темпа), паузы и тембра. Эти акустические характеристики просодической стороны речи взаимодействуют между собой, выполняя при этом различные функции.
Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
1. От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.
2. От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.
3. От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале
4. От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.
|
1этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
|
подготовительный |
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи |
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи |
автоматизация |
|
1. работа над речевым дыханием; 2. работа над голосом 3. Формирование ритмической организации речи. 4. Формирование темповой организации речи |
1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи. 2. Знакомство с повествовательной интонацией. 3. знакомство с вопросительной интонацией. 4. знакомство с восклицательной интонацией. 5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. |
1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения. 2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения. 3 Работа над интонацией восклицательного предложения. 4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи. 5. Работа над речевой паузой в тексте, предложении. 6. работа над логическим ударением. |
- театрализованная деятельность; куклы бибабо; сюжетно-ролевые игры; Подвижные игры; Народные, хороводные игры; логоритмика; скороговорки; Различные формы музыкально - ритмических упражнений др. |
Смотрите также::
Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...
Развитие спортивной материально-технической базы
Ульяновской области
Развитие физической культуры и спорта неразрывно связано с материально-технической базой. По состоянию на 1 января 2008 года в Ульяновской области имеется 29 стадионов, 22 плавательных бассейна, 760 спортивных залов и 1073 открытых плоскостных сооружений. Статистические данные показывают, что Ульян ...
Волоконная оптика
Эта тема рассматривается отдельно, как пример применения явления полного отражения света. Пурышева предлагает проделать опыт, схема которого изображена на рисунке и объяснить данное явление. Это вносит разнообразие в изучаемый материал и дает учащимся представление об эксперименте в физике. Рис. 16 ...