Новое в педагогике » Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста » Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего школьного периода и другие психические функции у младшего школьника

Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего школьного периода и другие психические функции у младшего школьника

Страница 1

Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Тогда как у дошкольников преобладало непроизвольное внимание, естественно, первое время оно же и лидирует у учащихся начальных классов. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Постепенно в связи с требованиями школы произвольное внимание развивается и затем становиться ведущим. Без достаточной сформированности произвольного внимания, развитие которого является одной из важнейших задач школы, учебный процесс невозможен. Также происходит развитие устойчивости внимания (оно составляет 10-20 минут в младших классах). "На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени". Но именно произвольное внимание занимает одно из центральных мест среди новообразований младшего школьного возраста. Будучи учеником начальных классов, ребёнок начинает постигать способы направления своего внимания к различным частям целостных ситуаций. Когда преподаватель привлекает внимание учащихся к какому-либо учебному материалу, им приходится достаточно долго удерживать его. При обучении детей в начальных классах внешние впечатления могут стать отвлекающим фактором, но младшие школьники уже в состоянии концентрироваться и на неинтересных фактах и действиях. Произвольное внимание обеспечивает школьнику контроль за процессом своей деятельности.

Для продуктивной деятельности на уроке младшим школьникам необходимо развивать переключение, то есть переход от одного вида деятельности к другой, от одного рода занятий к другому.

Конечно, внимание как психическая функция по-разному развита у различных детей. Свойства внимания могут отличаться у детей. Эти свойства бывают развиты в неодинаковой степени. "Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом". Невнимательные ученики характеризуются сильной отвлекаемостью, низким уровнем устойчивости, распределения и переключения внимания и плохим умением концентрироваться.

Факт того, что внимание на начальной стадии обучения не развито, слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания. Интенсивно развиваясь на протяжении младшего школьного возраста, резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. «К 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий».

Различные свойства внимания неодинаково используются в школьных дисциплинах. Например, ведущая роль при овладении математикой принадлежит объему внимания. Объём внимания является количеством объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Основное условие расширения объема внимания - наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруж ...

Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки—это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове чело-века только в результате его собственной деятельности. Их нельзя прост ...

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка
Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпите ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru