В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3).
Рис. 3. Система способностей.
Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность развития способностей.
1 уровень – базовый – задатки. Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Далее на схеме-конусе представлены общие способности, специальные, групповые и профессиональные способности. Таким образом, "конус профессиональных способностей" формируется по направлению снизу вверх.
Рис. 4. Структура способностей.
Все исследователи говорят о развитии одаренности. Тем самым признают ее уровневую структуру. По Лазурскому, это "психические уровни" – высший, средний и низший – являются количественными ступенями одаренности, имеющие качественные различия. Всю логику развития одаренности через способности можно представит следующей схемой.
По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Они формируются в деятельности, а становление их происходит при определенных социальных условиях и активности личности.
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: Одаренность– это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.
Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Рис. 5. Иерархия способностей.
Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
Известен тренинг "Творчество и Гениальность", который создан на основе работ американский авторов – Роберта Дилтса, Джудит Делозье и Джона Гриндера. Р. Дилтс применил принципы моделирования в результате изучения стратегии хорошо известных гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Зигмунда Фрейда, Леонардо Да Винчи, Уолта Диснея, Николы Тесла, Аристотеля, Артура Конан Дойля применил принципы моделирования. Его работа была дополнена Делозье и Гриндером. В результате было выделено около 20 "свойств" – навыков и стратегий гениальных людей.
Таким образом, гениальность, с точки зрения современных исследователей, – это совокупность мыслительных и поведенческих стратегий и навыков, тесно переплетенных между собой. Считается, что данным навыкам можно обучиться.
Как видим, задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, а между одними и другими лежит весь путь становления личности:
задатки – одаренность – способности
Стремление авторов большинства современных концептуальных моделей одаренности, к созданию относительно простых, логически ясных схем подчас приводит к схематизированному, упрощенному представлению об этом сложном психическом явлении. Поэтому стоит обратиться сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее – концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу); творчества [52]. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.
Смотрите также::
Методики изучения агрессивности у младших школьников с нарушением
интеллекта
Для определения содержания комплексного подхода к проблеме организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта была организована опытно-экспериментальная работа. Данная работа проводилась на базе Муниципального специального (коррекционного) общеоб ...
Конспект урока контрольной работы по теме «Основы МКТ»
Цели урока: Образовательная: осмысление структуры и внутренней логики всей темы «основы МКТ», выявление усвоения обобщенных знаний и формирование умений учащихся решать задачи по теме «основы МКТ». Развивающая: развитие логического мышления учащихся путем применения общих формул к частным случаям. ...
Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной
деятельностью
Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Этому помогает ведение учителем учёта ошибок в письменных работах. В своей учетной тетради учитель отводит для наиболее слабых учеников страничку или несколько страничек. Он регулярно отмечает на этих с ...