Среди наиболее распространенных приемов работы можно выделить:
различные виды пересказа (творческий, краткий, выборочный, полный);
словесное иллюстрирование;
беседа на различные темы;
объяснение значений словарных слов, слов из текста.
Исходя из перечисленных приемов работы со словом, детям предлагались различные задания для выполнения на тех или иных уроках в младшем звене.
Например, при чтении стихов башкирских писателей и поэтов о зиме на уроке Культура Башкортостана, детям предлагалось нарисовать словесную картину зимы, ее проявлений, используя разнообразные средства выразительности, синонимы и антонимы для придания словесной картине большей красочности. У некоторых детей картины природы вызывали истинное настроение, вдохновение, т.к. они очень умело пользовались эпитетами, сравнениями, что свидетельствует о большом словарном запасе учеников, их умении применять нужные слова в необходимых случаях. Дети сравнивали снег с пуховым одеялом, деревья с одинокими девушками, вьюгу со сказочной колдуньей и многое другое. Учащиеся много работали и с синонимами, и с антонимами, составляли различные предложения, используя средства выразительности.
При проведении индивидуальной работы уроке русского языка детям предлагалось выполнить следующее задание по перфокартам.
У. Сейчас некоторым я раздам индивидуальные карточки. Ваша задача подобрать к данным словам антонимы: (содержание перфокарты)
Ловить –
Лечить –
Смеяться –
Грустить –
Говорить –
Упасть –
Ломать –
У. Те, кому я раздала карточки, работают самостоятельно, а остальные слушают меня внимательно. Я буду называть ряд слов, а вы среди них должны найти лишнее, которое не подходит по смыслу к другим словам:
Грустный, печальный, унылый, глубокий. (У.Почему?)
Храбрый, звонкий, смелый, отважный. (У.Почему?)
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. (У.Почему?)
Учащиеся выделяют сходство и различия, обосновывая связным высказыванием.
У. Сдаем индивидуальные карточки.
Данный фрагмент урока, во – первых выявил на сколько дети владеют понятием "антонимы", во – вторых помог определить на сколько хорошо дети могут обосновывать свои ответы, находить синонимы в ряде слов и находить среди них лишнее.
Работе с синонимами, как и с антонимами, и многозначными словами должно отводиться определенное время на каждом уроке в начальной школе. Поэтому на уроке родного (русского) языка было запланировано использование текста сл словами-синонимами.
Зимой.
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выб…жали на улицу. Малыши катаются на санках. Р…бята постарше бегают на лыжах и коньках. Вес…ло д…творе з…мой!
Затем детям предлагаются следующие задания:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Подчеркнуть в тексте слова-синонимы, близкие по смыслу.
3. Выписать слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.
Задания и упражнения в игровой форме не только помогают обогатить словарный запас ребенка, но и способствуют развитию познавательной деятельности, позволяют сделать урок интересным и доступным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, пробуждают огонек пытливости и любознательности.
Так как на начальном этапе проверки у детей уровня словарного запаса было выявлено то, что дети испытывают затруднения при объяснении значения фразеологизмов, а значит и не совсем верно используют их в своей речи, большая роль отвадилась на уроках литературного чтения, русского языка работе с устойчивыми выражениями. Работа с фразеологизмами содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря этому с целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в устной и письменной речи на этапе повторения изученного использовались следующие задания и упражнения.
Смотрите также::
Особенности обучения в Древней Индии
Как считает Джуринский А.Н., школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печат ...
Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действит ...
Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта ...