У. Теперь эпитеты, которые помогают описать свойства предметов. ( черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
У. А на кого похожа черемуха? С кем ее Есенин сравнивает? (с красивой девушкой).
У. Для того, чтобы мы ярче, нагляднее представили себе предмет, автор вводит сравнение. Так же учитель приводит примеры различных сравнений. Затем аналогично учитель аналогично знакомит с метафорой.
У. Подберите сравнения и метафоры для следующих слов: черемуха, береза, глаза.
Данный фрагмент урока очень четко показывает работу над обогащением, уточнением, активизацией словарного запаса. Учитель по ходу анализа стихотворения, отыскивания средств выразительности, опирается на личный опыт учащихся, на ранее полученные знания. Очень продуманно и организованно ведется работа и по развитию связной речи, путем подборов к словам метафоры, сравнений, эпитетов, тем самым образовывая словосочетания. А это доказывает роль лексической работы в выполнении текстовых упражнений.
Мотивацию к выполнению творческого задания создают упражнения типа сочинения, изложения и т.д. Подробную подготовительную работу к сочинению рассмотрим на примере конспекта урока развития речи, составленного учителем начальных классов гимназии № 4 города Тула Галины Петровны Петрыкиной. Основной задачей для учителя явилось научить детей видеть красоту окружающего мира, пробудить в их сердцах любовь к родной природе, так как именно наблюдения за природой дают богатейший материал для расширения словарного запаса детей, для развития их речи. Сочинение было написано на основе проведенной экскурсии на тему " Красота русской зимы". Дети определили, то о чем будут писать в виде схемы:
Потом, после наблюдения составили словарь тех слов и выражений, необходимых для передачи увиденного:
- воздух свежий, прозрачный, ясный;
- солнце высокое, холодное, яркое;
- сугробы пушистые, блестящие, белоснежные;
- деревья голые, грустные, озябшие.
Данная работа со словом в последующем стала эффективной подготовкой в создании текста учащимися. Пример этому сочинение ученицы Савельевой Елены: "Наступает зима. Она придет к нам со своими морозами и снегом.
Зима – очень красивое время года. Когда идет снег, все вокруг становится белым, сказочным. Я люблю, когда зимой идет снег. Я ловлю снежинки и рассматриваю их. Но они быстро тают. Снежинки очень красивы, они бывают разные: пушистые, похожие на иголочки ели; маленькие, большие. Я люблю поваляться в снегу, потому что он пушистый и мягкий. Я строю из него разные фигурки. Например, снеговика, диванчик, столик. Зима дарит нам крепкие морозы. Иногда бывают оттепели.
Мне очень нравится зима. Это очень красивое время года".
Невозможно не отметить, что на уроках русского языка лексическое объяснение значения слова происходит на этапе словарно- орфографической работы, когда учащимся предлагается этимологическая справка о словарных словах. Например, автор Ю.Ю. Пасынок предлагает такую этимологическую справку слову "лагерь". Слово заимствовано из немецкого языка в 18 веке: лагер, что значит "лежать". Буквально лагерь- "логово", "лежбище", затем - "стоянка".
Лагерь - лагер= "лежать"
Или слово "Сахар". В русском языке слово "сахар" известно со времен Древней Руси и восходит к греческому сахари. Языковеды считают, что в греческий язык слово это пришло с Востока. Первоисточник древнеиндийское саркара – "сахарный песок", просто " песок" и даже гравий. Сахар – саркара = "песок, гравий.
Смотрите также::
Состояние агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта
Для определения уровня развития агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта мы использовали с детьми второго и третьего класса блок психодиагностических методик: 1) изучение личных дел учащихся; 2) методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; 3) интерпретативная проективная методик ...
Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...
Характеристика основных речевых нарушений, встречающихся в младшем школьном
возрасте
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями. Как правило, ребёнок с речевыми нару ...