Уточнение словаря - это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:
наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.; На www.cognac-whisky.ru лучшие французские коньяки в россии.
усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Так как объем работы по уточнению словаря очень велик, сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов. А значит, наиболее важной областью словарной работы является работа с синонимами, т.к. лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
Именно поэтому в программе по русскому языку для начальных классов предусмотрено изучение лексических синонимов, конечной целью которого является обогащение словарного запаса учащихся и обучение грамотному использованию слов – синонимов в собственной речи. Не вызывает сомнений, что умение пользоваться синонимами – навык сложный, и формируется он постепенно, на протяжении длительного времени путем включения в материалы уроков разнообразных, специально подобранных упражнений с лексическими синонимами.
Активизация словаря - перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, т.к. используемый в собственной речи, словарь человека всегда более ограничен, чем объем всех понимаемых им слов. Конечная же роль работы со словом в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить их правильно использовать.
В связи с этим выделяют следующие приемы активизации словаря:
составление словосочетаний с нужными словами;
составление предложений с заданными словами;
близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала;
рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.
Таким образом, активизация словаря – это одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать систематические, ежеурочные специальные задания по активизации, опираясь на читаемые тексты, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.
Устранение нелитературных слов – это слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Подробнее приемы работы по каждому направлению по проанализированной методической литературе мы рассмотрим в следующей главе данной выпускной квалификационной работы.
Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что направления работы над словарем постоянно взаимодействуют, основываясь на источники обогащения и совершенствования словаря, являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Тем самым все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речевая деятельность детей постоянно подвергается исследованиям. Из наиболее известных методистов и ученых, занимающихся данной проблемой, являются: Ушинский К. Д., Гоер А. Э., Львов М. Р. и другие. К речи предъявляются определенные требования:
ясность;
выразительность;
точность;
логичность;
содержательность;
правильность.
Анализ методической литературы позволил выделить несколько уровней развития речи:
1) лексический;
2) грамматический;
произносительный;
уровень связной речи.
Одним из основных уровней является уровень слова или лексический, поскольку в наше время очень важно уметь правильно выражать свои мысли, правильно высказываться, то есть полноправно владеть словом, богатствами языка. Лексическая работа проводится по четырем направлениям:
Смотрите также::
Предматематика
как теоретическая основа начального обучения математики
Традиционно в качестве основ обучения принимали соответствующие математические теории в завершенном виде. Однако завершенная, дедуктивно построенная математическая теория не может служить теоретической основой начального обучения математике. Игнорирование этого факта может привести к недооценке осо ...
Сценарий урока по рассказу Ф.М.
Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Урок литературы, 6 класс Тип: внеклассное чтение. Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».) Цели: приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя; совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной реч ...
Функции воображения и его развитие
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что челове ...