лабораторный практикум ботаника самостоятельный беседа
Применению метода беседы в учебном процессе уделяли внимание многие дидакты и методисты. В помощь учителю приводились рекомендации по составлению и постановке вопросов беседы, ходу логических рассуждений. Давалась и классификация беседы: вводная, разъяснительная, обобщающая (Б.Е. Райков), объяснительно-иллюстративная, частично поисковая (Е.П. Бруновт), вводная, итоговая, эвристическая, разъяснительная (Д.И. Трайтак) и др. Как видно из этого перечня, метод беседы классифицировался по разным Критериям: или чисто дидактическим, или свидетельствующим о характере управления познавательной Деятельностью ученика, или по тем и другим одновременно.
Однако опыт показывает, что, несмотря на довольно широкую теоретическую разработанность метода беседы, еще далеко не все учителя владеют искусством ее проведения. Вместе с тем значение метода беседы в обучении и развитии учащихся бесспорно.
Особенно важное значение имеет применение метода беседы при изучении материала, известного школьникам из ранее изучаемых курсов. Так, на уроках ботаники при изучении материала о взаимосвязи растений и окружающей среды учитель должен учитывать полученные школьниками из курса природоведения знания и использовать их в качестве опорных.
Вопросы беседы, проводимой на этих уроках, должны предполагать короткие и исчерпывающие ответы, иллюстрирующие понимание учащимися материала о влиянии растений на окружающую среду такую форму работы: рассмотреть в учебнике географии VII класса геохронологическую таблицу и проследить по нему развитие животного мира на Земле по эрам и периодам.
Главными же в этой беседе должны быть вопросы, ответы на которые свидетельствовали бы о понимании учащимися материала о приспособленности растений и ее относительном характере. Так, целесообразно, на наш взгляд, задать пятиклассникам такие вопросы: какие приспособления, имеющиеся у растений, помогают им перенести низкие зимние; температуры? Как приспособлены растения к дефициту, влаги? Какое значение в жизни растения имеют видоизмененные листья? При изучении нового материала важно организовать беседу так, чтобы она предполагала индуктивный ход рассуждений, при котором учащиеся постепенно продвигаются от незнания к знанию. Каждый вопрос такой беседы должен базироваться на имеющихся знаниях и в то же время содержать некоторую новую информацию, которая ставила бы ученика перед необходимостью решения новой для него задачи. Например, на уроке по изучению строения семян (тема «Семя») учащимся целесообразно предложить ответить на такие вопросы: какое строение имеют семена фасоли, гороха, редиса? Как называется плод у фасоли и гороха? Что представляет собой зерновка пшеницы? Можно ли считать ее семенем?
После вывода о том, что представляет собой зерновка, можно задать вопрос: каково строение семени пшеницы? Ответ на этот вопрос учащиеся дадут после проведения лабораторной работы по изучению семени пшеницы, проводимой на атом уроке.
Важное значение имеет применение метода беседы на уроках, посвященных обобщению изученного материала. Вопросы беседы в этом случае должны акцентировать внимание учащихся на основном содержании урока или темы, важном для развития основных биологических понятии и для формирования диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических взглядов школьников. Целесообразно применение метода беседы и в развитии познавательной самостоятельности учащихся. При этом главными факторами эффективности метода беседы являются) 1) знание учащимися учебного материала, 2) уровень развития учащихся (наличие опорных знаний, интеллектуальных умений и навыков мыслительных операций). Исходя из этих положений, учитель прежде всего должен выяснить, что знают и умеют учащиеся, насколько свободно они оперируют этими знаниями и умениями, какими приемами мыслительной деятельности овладели, какие общенаучные умения у них сформированы. Установить это учитель должен на первых уроках темы в ходе беседы репродуктивного характера. Например, чтобы получить ответы, иллюстрирующие конкретные знания учащихся по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», можно задать учащимся такие вопросы: как называется этот плод? Назови особенности строения рассматриваемого плода? Что такое соцветие? Как распространяются плоды н семена различных растений? И т. п. После того как определен уровень развития учащихся, необходимо проанализировать учебный материал урока с точки зрения возможности его изучения на определенных этапах урока методом беседы. Исследованиями установлено, что наиболее эффективно применение метода седы при изучении материала средней трудности, так как при изучении простого по содержанию материала вопросы не вызовут у учащихся каких-либо затруднений, а следовательно, и интереса к изучаемой теме, а слишком сложный материал может снизить активность в силу го непонимания учащимися. Третье условие — постепенное усложнение вопросов беседы, направленное на более самостоятельное оперирование знаниями. Реализуется это условие при соблюдении первых двух путем постановки перед учащимися вопросов, требующих от ученика более сложных умственных действий. Для этого следует из урока в урок увеличивать число вопросов, требующих для ответа не репродуктивных знаний, а продуктивного мышления. При этом следует усложнять и приемы, активизирующие умственную работу ученика, и уменьшать помощь со стороны учителя.
Смотрите также::
Процесс оценки знаний
Проверка – является составным компонентом контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Пр ...
Задачи по формированию эстетических суждений о природе через продуктивные
виды деятельности
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; показать, как н ...
Самостоятельная деятельность учащихся в
процессе обучения элективному курсу «Ресурсы интернет в помощь филологу»
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциаль ...