Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Требования, предъявляемые к оратору

Требования, предъявляемые к оратору

Страница 1

Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставится правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более, чтобы убедить её. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» - вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объёму. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности.

К оратору, так же как и к речи, предъявляются определённые требования, которые сформулированы в работе Н.А. Михайличенко.

Правильность речи – первое и непременное требование. Оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь.

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении.

Единство речи, её взаимопонимаемость обеспечивается именно правильностью речи, без неё не «срабатывают» другие коммуникативные качества.

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действительности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведёт к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательной мысли.

Нарушение лексических норм (ошибки словоупотребления, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда даже создаёт комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления. Грубые ошибки в произношении также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь; чаще консультироваться с грамматическими словарями и справочниками.

Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу.

Другая разновидность многословия – тавтология, то есть повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными. Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением.

Неоправданное обилие вводных слов и предложений – вид многословия.

Ошибкой также является злоупотребление определениями, преувеличениями, подразделениями.

Ещё один недостаток – обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи.

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию.

Требование точности и ясности предъявлялось уже античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления, а также со знанием значения слов.

Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбирать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания.

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает её недоступной пониманию. Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малоприятный жаргон. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений
Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой; 1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающи ...

Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как: 1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций. 2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения. 3. Театрализованная ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru