Виталий К., Алексей Н., Сергей С. к учебе относятся равнодушно, а Оля Ч. в школе учится с явной неохотой. Отрицательно относится к учебе и Андрей А. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у этих подростков одним из наиболее значимых фактов являются:
их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы;
стойкая неуспеваемость;
пробелы в знаниях;
обедненность, ущербность социальной среды, не обеспечивающей в полной мере его социокультурное и психическое развитие;
дефицит здорового общения и совместной творческой деятельности подростка со взрослыми (родители, педагоги и др.)
Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Такая совокупность внешних фактов оказывает десоциализирующее влияние на подростка, вызывает деформации процессов его социально-психологической адаптации.
Проводимая нами образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляла собой процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства. Она включала в себя:
устранение пробелов в знаниях, которое осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
оперативную помощь, направленную на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения;
создание ситуации желания получения знаний, ситуаций, способствующих осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых;
овладение учащимися познавательными умениями (отбор содержания учебного материала и др.).
Активность и включенность подростка с отклонением в поведении в процесс развития его познавательных интересов была направлена на реализацию его базовых потребностей, наполнена его личностно-значимым смыслом и протекала в условиях, способствующих свободному и сознательному выбору собственного поведения.
Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы школьников с отклоняющимся поведением (исследовано 5 подростков 7 А, Б классов СШ№ 50), мы выделили следующие условия их развития:
отбор содержания учебного материала;
поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению;
внеклассная работа, рассчитанная на содержание, углубление и укрепление познавательных интересов школьников с отклонением в поведении;
индивидуальная работа с учащимися с отклонениями в поведении.
В области обучения придавалось большое значение отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся столь необходимого для появления и укрепления познавательных интересов.
Для развития познавательных интересов учащихся с девиантным поведением мы осуществляли в экспериментальной работе:
Знакомство учащихся с новыми данными, которые могли показать им современный уровень науки, обновить уже усвоенные знания. При этом учитывали, что новое знание приобретает смысл для школьника лишь тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и того, чем овладел сейчас.
Раскрывали перед учащимися значимость научных знаний, возможности применения приобретённых в школе знаний в последующей трудовой деятельность.
Стремились найти важнейшие пути побуждения учащихся к учению, что является необходимым условием развития познавательных интересов; с этой целью:
уроки оживлялись элементами значимости с учётом поставленной на уроке задачи;
использовалось воздействие средств искусства (показ репродукций картин, скульптур, просмотр видеофильмов);
на уроке проводился коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся (рецензии на ответ, обсуждение сообщений);
широко применялись индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы (изучение дополнительной литературы, изготовление модели и др.);
подросткам давались более сложные задания на раскрытие причинно-следственных связей: они научились выделять несколько причин, находить среди них главные и второстепенные, устанавливать следствия и значение событий;
были усложнены задания на сравнение событий и явлений: ученики с девиантным поведением научились проводить сравнение двух или нескольких объектов на данном этапе развития или разных этапов развития одного объекта;
усложнилась работа с историческими источниками. Усовершенствовалось умение извлекать новые знания из их содержания;
широко применялось проблемное изложение, связанное с созданием проблемных ситуаций, т.к. оно является важнейшим путём организации активной познавательной деятельности. В начале проблемные задания в ходе изложения материала выполнялись устно, т.к. учащиеся с девиантным поведением, как мы выяснили, пишут медленно и не могут одновременно слушать рассказ учителя, мысленно формулировать выводы и сразу же их записывать;
в индивидуальной работе с учащимися с девиантным поведением главное внимание обращалось на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы с целью совершенствования их познавательных умений и навыков. Для этого мы включали работу с учебным текстом, документами, иллюстрациями и др. материалами. Учащимся предлагались задания по выявлению в тексте главной мысли и по формулированию выводов, составлению простого и сложного планов параграфа. Для работы по составлению плана подбирали материал, в котором отсутствовали новые для учащихся понятия. В процессе самостоятельной работы старались не просто занять подростков умственным трудом, но и обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика. Для этого осуществлялся постепенный переход от работы воспроизводящего характера к более сложной, увеличивался удельный вес самостоятельной работы, под которой мы понимаем работу над проблемно-познавательными заданиями, подготовку докладов, проведение сравнения и сопоставления различных фактов. Так, например, при проведении экскурсии "Петроглифы Сикачи-Аляна" учащиеся с отклонениями в поведении были включены в творческую группу, которая, совместно с учителем, разрабатывала тему для докладов, вопросы по изучению древней истории села.
Смотрите также::
Развитие воображения у младших школьников
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображ ...
Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного
процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как пр ...
Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...