Группа учащихся с широкими познавательными интересами составила 32 % (19 чел.). Для них характерен самостоятельный поиск, желание в избранной области выйти за пределы программы, начитанность, пытливость, познавательная активность, любознательность. Однако среди этой группы были выявлены учащиеся с широкими, но поверхностными интересами, которые в одних условиях способствовали совершенствованию их поисковой активности, в других – вырабатывали поверхностный подход к овладению знаниями.
Глубокий стержневой интерес показали 29 % (18 чел.) учащихся 7 А, Б классов СШ № 50, что обеспечивало значительные успехи в учебной деятельности, инициативу в поиске дополнительной литературы в определенной предметной области, высокую активность, самостоятельность, увлеченность.
Полученный в результате исследования материал обнаружил три категории учеников с различными тенденциями развития познавательных интересов к отдельным предметам. К ним отнесены:
учащиеся с сильным, глубоким и устойчивым интересом. Их отличает нацеленность на учебный предмет (или группу предметов). Им свойственна большая познавательная активность, начитанность, самостоятельность в выборе учебного задания, использование своего свободного времени в интересующей области, в спецкурсах, факультативах, кружках;
учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы характерно избирательное отношение к учебным дисциплинам, самостоятельная деятельность по расширению своего кругозора не представляет системы, эпизодична, не всегда проявляется склонность к выполнению творческих заданий;
учащиеся со слабым, неглубоким, низкого уровня развития познавательного интереса. Для них характерна эпизодичность проявления познавательного интереса, инертность мысли и деятельности, репродуктивность выполнения заданий, стереотипность учебных действий.
Выявленные в процессе эксперимента, различные по характеру и уровню развития познавательные интересы школьников с отклонением в поведении явились тем условием, которое способствовало включению этих учащихся в разнообразную познавательную деятельность, воспитывало у них желание пополнить свои знания, быть более активными как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Условием развития познавательного интереса у школьников с отклонением в поведении стали:
поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению;
отбор содержания учебного материала;
индивидуальная работа, внеклассная работа, рассчитанная на углубление, укрепление познавательного интереса;
свободный, сознательный выбор своего поведения;
включение в целенаправленную, систематическую познавательную эмоционально насыщенную деятельность.
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. По сути дела ее решение связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки , проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к занятиям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладевать знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться в процесс познания.
Смотрите также::
Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития
студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...
Методика диагностики
моторики рук
Исследования развития кинестетической основы движений руки. Инструкция: 1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево». 2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх». 3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на не ...
Логика в ораторском искусстве
Во время работы в школе я обратила внимание на то, что дети не умеют строить речь логически и композиционно верно. Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но оно по себе немного стоит, если не опирается на логическую организацию речи. Отсу ...