в стремлении выйти за пределы программы в избранной области (21%);
широкий кругозор, они начитаны и посвящают любимым предметам какую-то часть свободного времени (28%);
познавательной активности, пытливости, любознательности (25%);
однако в этой группе имеются учащиеся с поверхностными знаниями (5%).
Так у Димы С. был выявлен интерес широкий, но слабый. Он вначале выбрал математику, а затем, обдумав вопросы, попросил ещё конверт по физике. Работал охотно. На все вопросы отвечал в общих чертах, не углубляясь в их сущность.
Иной уровень интереса у Жени К., который вначале выбрал математику, а после решения задач попросил конверт по истории. Работал с увлечением, знания обнаружил хорошие. Обращался к задачам 2-й и 3-й группы. Свой интерес к математике объяснил тем, что нравится учительница. В истории выделяет античный мир как наиболее интересный, читает дополнительную литературу.
Лена Т. с явно широким познавательным интересом. Она хотела выбрать математику, но так как уже три человека перед ней выбрали математику, она взяла конверт по физике. По окончании работы попросила дать ей вопросы по математике ("Просто так, порешать для удовольствия"). Девочку интересует физика как наука, но на уроках она не получает полного удовлетворения.
Таня С. стремилась взять конверт с заданиями по математике и истории. Девочка работала сосредоточенно, серьезно. Знания ее по программе достаточно основательны, но третьей группы задач Таня не взяла. Ей нравится искать и находить правильные решения. Математикой занимается с удовольствием, но будущее с ней не связывает.
У Андрея З. сильный широкий интерес. Из всех предметов он выделяет физику и математику. Работал с увлечением. Также мальчик любит историю и читает много исторических книг.
Необходимо отметить, что сила влияния на личность широких познавательных интересов несравнимо выше. Подростки с широкими интересами (а они имеются, как мы видели, в значительном числе в классе) очень активны, всегда в поиске. Эти школьники постоянные читатели библиотек, участники многих начинаний, имеющих познавательное значение: КВН, вечеров, викторин и др.
Посещение уроков истории, математики, русского языка показало, что в организуемой учебной деятельности учителя опираются на этих учеников, сознательная активность которых не ищет дополнительных внешних стимулов. Они сами легко вступают в обсуждение поставленной проблемы, обращаются с вопросами, как к учителю, так и к учащимся, просят дать им доклад или сообщение, справляются о новых книгах.
В структуре личности подростка такие интересы очень ценны. Они определяют его познавательную направленность, но при условии наличия необходимых педагогических влияний, углубления их знаний, концентрации интересов в какой-либо области.
Стержневые интересы согласно полученным данным, имеют место у 18ч. (29%) учащихся 7х классов.
Отличительными особенностями стержневого интереса являются:
относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности (26%);
Смотрите также::
Отметка в семейной жизни школьника
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыс ...
Методы профессиональной ориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. – такие методы называются информационно-справочные. Но поподробн ...
Проявление агрессии в детском возрасте
В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативны ...