в стремлении выйти за пределы программы в избранной области (21%);
широкий кругозор, они начитаны и посвящают любимым предметам какую-то часть свободного времени (28%);
познавательной активности, пытливости, любознательности (25%);
однако в этой группе имеются учащиеся с поверхностными знаниями (5%).
Так у Димы С. был выявлен интерес широкий, но слабый. Он вначале выбрал математику, а затем, обдумав вопросы, попросил ещё конверт по физике. Работал охотно. На все вопросы отвечал в общих чертах, не углубляясь в их сущность.
Иной уровень интереса у Жени К., который вначале выбрал математику, а после решения задач попросил конверт по истории. Работал с увлечением, знания обнаружил хорошие. Обращался к задачам 2-й и 3-й группы. Свой интерес к математике объяснил тем, что нравится учительница. В истории выделяет античный мир как наиболее интересный, читает дополнительную литературу.
Лена Т. с явно широким познавательным интересом. Она хотела выбрать математику, но так как уже три человека перед ней выбрали математику, она взяла конверт по физике. По окончании работы попросила дать ей вопросы по математике ("Просто так, порешать для удовольствия"). Девочку интересует физика как наука, но на уроках она не получает полного удовлетворения.
Таня С. стремилась взять конверт с заданиями по математике и истории. Девочка работала сосредоточенно, серьезно. Знания ее по программе достаточно основательны, но третьей группы задач Таня не взяла. Ей нравится искать и находить правильные решения. Математикой занимается с удовольствием, но будущее с ней не связывает.
У Андрея З. сильный широкий интерес. Из всех предметов он выделяет физику и математику. Работал с увлечением. Также мальчик любит историю и читает много исторических книг.
Необходимо отметить, что сила влияния на личность широких познавательных интересов несравнимо выше. Подростки с широкими интересами (а они имеются, как мы видели, в значительном числе в классе) очень активны, всегда в поиске. Эти школьники постоянные читатели библиотек, участники многих начинаний, имеющих познавательное значение: КВН, вечеров, викторин и др.
Посещение уроков истории, математики, русского языка показало, что в организуемой учебной деятельности учителя опираются на этих учеников, сознательная активность которых не ищет дополнительных внешних стимулов. Они сами легко вступают в обсуждение поставленной проблемы, обращаются с вопросами, как к учителю, так и к учащимся, просят дать им доклад или сообщение, справляются о новых книгах.
В структуре личности подростка такие интересы очень ценны. Они определяют его познавательную направленность, но при условии наличия необходимых педагогических влияний, углубления их знаний, концентрации интересов в какой-либо области.
Стержневые интересы согласно полученным данным, имеют место у 18ч. (29%) учащихся 7х классов.
Отличительными особенностями стержневого интереса являются:
относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности (26%);
Смотрите также::
Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития
студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...
Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...
Использование модульно-рейтинговой системы оценки
речевых умений и языковых навыков
Если новые цели и содержание образования по иностранным языкам на ближайшую перспективу сформулированы и зафиксированы в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по предмету, то поиск новых форм обучения продолжается. Современный учебный процесс в школе немыслим без изучен ...