Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Методы профессиональной ориентации

Методы профессиональной ориентации

Страница 1

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. – такие методы называются информационно-справочные. Но поподробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профдиагностики и морально-эмоциональной поддержки. К методам профессиональной психодиагностики можно отнести: закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. В свою очередь к морально-эмоциональной поддержке относятся тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, игры с элементами психотренинга и успешные примеры самоопределения.

Поподробнее хотелось бы остановится на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения:

1) Игровые профориентационные упражнения. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п.

2) Активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Можно работать с большой группой. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

3) личностного определения. С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

3) Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.

Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий ("человек - природа" (П) - главный, ведущий предмет труда - живая природа; "человек - техника" (Т) - в этом типе профессий главный предмет труда - технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии; "человек - человек" (Ч) – здесь главный предмет труда – люди; "человек - знаковые системы" (З) – в этом типе профессий главный предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, тексты; "человек - художественный образ" (Х) - ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения), классы профессий (гностические (познавательные) профессии (Г), преобразующие профессии (П); изыскательские профессии (И)), отделы профессий (профессии, связанные с использованием ручного труда (Р); профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М); профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А); профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф)) и группы профессий (труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О); труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с вредным производством (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные материальные ценности (М)). Составляется 5-ярусная пирамида, в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Рекомендации по совершенствованию способности студентов к творческому саморазвитию
В зависимости от выявленных показателей творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения строится система формирования потребности использовать средства инфокоммуникационных технологий для творческого саморазвития. К основным составляющим компонентам формирования потребности можно от ...

Модель личности выпускника
1. Нравственный потенциал: - Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину. - Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ...

Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, ч ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru